Патриарху понравилось привозить Синод на заседания в свой родной Петербург.
Фото РИА Новости
Русская Церковь во всем старается походить на светскую власть, даже в мелочах. Минувшие выходные подтвердили, что в РПЦ, как и в Кремле, сильны «питерские». В ходе визита в Петербург Патриарх Кирилл недвусмысленно дал понять, что желает видеть этот город в качестве второго наряду с Москвой центра русского православия, как он выразился, «синодальной столицей». Второй раз за новейшую историю русского патриаршества Священный Синод РПЦ собрался в Петербурге, в историческом здании на Сенатской площади.
Патриарший визит в Северную столицу начался в четверг, а завершиться должен завтра. Этот визит связан с двумя торжественными событиями: 200-летием Санкт-Петербургской духовной академии и 80-летием со дня рождения митрополита Никодима (Ротова). Обе эти даты важны для Патриарха. Как известно, в свое время Кирилл возглавлял духовную академию, а митрополит Никодим был его духовным наставником.
Однако церковная жизнь Петербурга в эти дни была проникнута не только юбилейным духом. Как уже было сказано, в субботу состоялся Синод, на котором приняты кадровые и организационные решения. На просторах Забайкалья в скором времени должна появиться новая территориально-административная единица РПЦ. Из Читинской епархии будет выделена особая Бурятская епархия, которую возглавит епископ Савватий (Антонов). Назначены новые наместники двух известнейших монастырей России – Соловецкого и Кирилло-Белозерского, а также решено возобновить монашескую жизнь в Высоко-Петровском монастыре в Москве. В свете того коммерческого интереса, который представляют туристические объекты Соловков, любопытно, что наместником островной обители станет бывший казначей Троице-Сергиевой лавры архимандрит Порфирий (Шутов).
Торжества, связанные с развитием духовного образования и монашества в современной России, омрачил развивавшийся всю прошедшую неделю скандал с детским приютом в Боголюбовском женском монастыре под Владимиром. В обители работают сотрудники Следственного комитета при прокуратуре. В пятницу стало известно, что прокурорская проверка по жалобе двух воспитанниц приюта продлена еще на десять дней, в результате чего будет вынесено решение о целесообразности возбуждения уголовного дела.
Некоторые эксперты связывают скандал вокруг Боголюбовского монастыря с тем обстоятельством, что духовником этой обители служит архимандрит Петр (Кучер), известный своими ультраконсервативными взглядами и критикой Патриарха Кирилла за его «либерализм». Некоторые священнослужители Московского Патриархата, имена которых связывают с миссионерскими замыслами Патриарха, рассчитанными на молодежь, успели обрушить на опального архимандрита потоки разоблачений и сарказма.
Вместе с тем скандал в очередной раз напомнил о проблеме детской беспризорности в стране. Боголюбовские монахини, подозреваемые в истязании девочек, оправдывались в своих беседах с журналистами тем, что детям из неблагополучных семей все равно некуда деваться. Оказавшись перед перспективой возвращения в неблагополучную семью или в государственный интернат, девочки выбирают монастырь как наименьшее зло.
Защите своей религиозной традиции от нападок секулярного мира посвятил выступление на форуме «Диалог цивилизаций», проходившем в конце недели на острове Родос, и представитель Совета муфтиев России. Шейх Фарид Асадуллин, заместитель муфтия Равиля Гайнутдина, включенный недавно в состав Общественной палаты РФ, заявил, что «терроризм не рождается на пустом месте, это адекватная (или неадекватная) реакция на конкретную ситуацию». Шейх Асадуллин выразил убеждение, что явление терроризма нельзя связывать исключительно с исламом. Почему-то в подтверждение своих слов он привел в пример акции советского партизана в годы Великой Отечественной войны Сидора Ковпака. «Для советских граждан он, безусловно, был героем, но для немцев – террористом», – сказал Асадуллин, пытаясь оправдать перед слушателями то ли Ковпака, то ли мусульманских «партизан» на Ближнем Востоке.
Самые спокойные и умиротворяющие новости приходили на минувшей неделе из источников в иудейской общине России. Стало известно, что в ближайшее время начнется строительство отдельного еврейского кладбища в окрестностях Москвы. На еврейских участках Востряковского, Малаховского и Салтыковского кладбищ, где усопшие различных вероисповеданий покоятся по соседству друг с другом, стало слишком тесно.