Кристина Орбакайте попала в войну кланов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Всю минувшую неделю главной новостью российской культуры оставалась (и, видно, останется еще надолго) история с не поделенным между Орбакайте и Байсаровым ребенком, мальчиком Дени. Присутствие в скандале звездного имени бабушки неподеленного внука обеспечило перманентной новости неиссякаемое присутствие во всех СМИ в разделе «Культура». Смещение и смешение понятий давно и безнадежно постигло нашу несчастную беззащитную культуру – действительно культурные события идут энными строками в новостях после дележа звездного внука и ссоры музыканта Rolling Stones с русской подружкой. Читателю и телезрителю все время подспудно навязывается одна и та же мысль: шоу-бизнес и пиар его деятелей – это и есть культура. Культура теперь преподносится как набор раскрученных имен шоу-бизнеса, способных собирать большие деньги, обеспечивать рейтинг, привлекать рекламодателя.
Не очень понятно, почему вся страна должна следить за скандалом в неблагородном семействе. Если в свое время некая гламурная певица не отдавала себе отчета, что иметь дело с богатыми чеченскими бизнесменами опасно, то рано или поздно ей все равно пришлось бы за это расплачиваться. Жаль только, что ребенком. Скандал с мальчиком Дени вышел на уровень кланового противостояния, когда на одной стороне – громкие имена из субкультуры, на другой – деньги. Подобные кланы обычно живут в счастливой спайке – и тогда мы видим по телевидению и в прессе прекрасную, почти идиллическую картину: одни, словно насосом, вкачивают огромные деньги в ненасытных и не всегда талантливых шоу-див, шоу-мальчиков, в громоздкие глянцевые телешоу – образцы дурновкусия. В одной связке они усиленно и, к сожалению, небезуспешно навязывают обществу стандарты вкуса, поведения, общения, манеры решать проблемы. В какой-то момент в связке что-то рвется и на баррикады с обеих сторон встают подкрепления. В бешеном ритме резвится пиар, участвуют все: адвокаты, телеведущие, журналисты, бывшие мужья, бабушки. Мальчик Дени, и без того стоивший недешево, становится буквально золотым по количеству вбуханных денег. О его психике лучше не думать. Что, впрочем, и делают.
Россия живет, засыпает и просыпается под новости об очередном витке этого скандала. Стандарты дурновкусия охотно подхватываются телеканалами, которые не прочь отломать хоть кусочек от золотого мальчика.
Конечно же, денег хочется всем. Кинематографисты не исключение. На этой неделе они запугали нас скорой смертью отечественного кино, в которой повинно будет... государство, не помогающее прокату отечественного кино, и видеопиратство. Об этом было объявлено во время круглого стола в Госдуме. Председатель комитета по культуре Госдумы Григорий Ивлиев пообещал в новом бюджете поддержку прокату, только не объяснил, кому и из каких критериев исходя государство будет помогать. При этом, разумеется, имели в виду исключительно коммерческое кино (которое, думается, и так само неплохо себя продвигает), а про авторское и разговору не было.
Что касается пиратства – то, может, вместо того, чтобы требовать налог на пустые диски, кинематографисты и производители лучше бы подумали о том, как снизить цены на лицензионные диски? 400–600 руб. – не велика ли цена в нынешних условиях за диск, себестоимость которого и есть те самые 120 руб., за которые пираты его продают?
А кстати, какое отношение все вышесказанное имеет к культуре? К сожалению, никакого.