Демонстранты в Вашингтоне усмотрели «социализм» в действиях Барака Обамы.
Фото Reuters
Мир вздохнул, увидев кое-какие признаки выхода из кризиса, но минувшая неделя была все еще во многом посвящена ему. Так, в Италии только что прозаседали парламентарии «большой восьмерки» (G8). В унисон с министрами финансов «двадцатки» они выразили готовность поддержать выполнение сформированных ранее пакетов антикризисных стимулов. Впереди (24–25 сентября) саммит «двадцатки» в американском Питсбурге, который должен поставить во всех оценках кризиса окончательную точку и объявить, что надо сделать, чтобы не допустить нового падения производства. Такой вариант – движение вверх-вниз, как линии буквы W, вполне возможен, считают эксперты.
В американской столице объявлено о рекордном бюджетном дефиците. В августе он составил 111,4 млрд. долл., а в финансовом году, завершающемся в конце этого месяца, годовой дефицит достигнет астрономической суммы 1,38 трлн. долл. Это новый исторический максимум. Но в Белом доме эту новость восприняли даже с чувством облегчения, так как до этого прогнозировался годовой дефицит в размере 1,84 трлн. долл. Удалось сэкономить 250 млрд. долл., которые планировалось выделить банкам в рамках антикризисной программы.
Если и полегчало, то только слегка. На жилищном рынке США вновь маячит угроза падения цен. Она связана с тем, что зарплаты американцев не растут и они стали меньше покупать домов. В августе вновь увеличилась безработица.
Все это не помешало президенту Бараку Обаме переключиться на проталкивание своего плана реформы системы здравоохранения. Его выступление в среду в Конгрессе было весьма убедительно. Президент умело подкреплял свои призывы примерами того, какими человеческими трагедиями оборачивается невозможность получить доступ к нормальным медицинским услугам. Обделенных медстраховкой в США, по его оценкам, насчитывается 30 млн.
При этом Обама, учитывая скептицизм законодателей, не делал особого упора на государственную страховку нуждающихся. По его словам, это крайняя мера – к ней придется прибегнуть лишь в случае, если с задачей не справятся частные страховые фонды.
Несмотря на эти заверения президента, уже в субботу у зданий Конгресса и Белого дома прошла демонстрация в составе десятков тысяч людей, съехавшихся из разных штатов. В их руках были лозунги типа «Рожден свободным, но убит налогами», «Забота Обамы делает меня больным» и со словами осуждения «большого правительства». Под последним американцы подразумевают возросшую роль государства в экономической и общественной жизни страны. Показательно, что на некоторых из транспарантов Обама осуждался как «социалист».
Это характерно для США: любой сдвиг власти в сторону либерализма вызывает сплочение рядов консерваторов и их активизацию. И наоборот. В данный момент всплеск протеста направлен против Обамы.
«Большое правительство», правда, старается без крайней нужды не выходить за пределы границ. Оно не стало спасать зарубежные подразделения General Motors (GM), хотя основной пакет ее акций перешел в руки федеральной власти. В этих условиях GM была вынуждена объявить в четверг о продаже принадлежащей ей фирмы Opel канадской Magna и российскому Сбербанку. Предложение канадско-российского консорциума было лучшим, однако без настойчивости правительства ФРГ, поддержавшего именно этот вариант, Детройт на него бы не пошел.
Впрочем, подтвердились опасения тех, кто считает, что проблемы на пути к заключению сделки не закончились. Уже в пятницу правительство Бельгии потребовало рассмотреть на уровне Евросоюза ее правомочность. Брюссель опасается, что канадско-российские покупатели будут действовать в пользу только одной Германии и закроют завод в Бельгии. В этом случае бельгийцы потребуют запретить Берлину предоставить обещанный кредит фирме. Это новое препятствие на пути сделки. Так, в трудностях и конфликтах автомобильная отрасль постепенно выползает из кризиса.