В штаб-квартире GM в Детройте вновь верят в успех.
Фото Reuters
Семь прошедших дней были в мире более чем разнообразны. В Западном полушарии прошел Североамериканский саммит. Президент США Барак Обама, премьер-министр Канады Стивен Харпер и президент Мексики Фелипе Кальдерон обсуждали борьбу с гриппом и наркотрафиком. Встреча помогла Обаме заручиться поддержкой со стороны Кальдерона объявленной публично позднее договоренности об использовании Соединенными Штатами семи военных баз в Колумбии для борьбы с наркотрафиком и терроризмом. Договоренности, вызвавшей серьезные опасения и резкую критику со стороны других стран региона.
В Европе прошел первый визит нового генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена в Косово – альянс потихоньку сокращает там свой контингент и все более концентрирует внимание на Афганистане. Собственно, война в Афганистане и подготовка там к выборам – одна из центральных азиатских тем. Еще один острый сюжет из Азии – буйство стихии. Тайфун «Моракот» натворил бед в Китае, Японии и на Тайване.
Но все же при всей важности этих событий в центре всеобщего внимания была другая тема – состояние мировой экономики. В США, Германии и Франции отмечены признаки начинающегося выхода из кризиса. Опубликованные в Вашингтоне статистические данные показали, что США начнут выходить из спада уже в нынешнем квартале. На сессии Федеральной резервной системы, рассматривавшей эти данные, они были признаны обнадеживающими. Однако ведущий финансовый орган страны не решился пойти на повышение межбанковской учетной ставки – она осталась на максимально низком уровне 0–0,25%. Во Франции и Германии отмечен небольшой рост ВВП. Столь быстрых признаков выздоровления экономики не ожидали. Успех связывают с эффектом антикризисных мероприятий.
В США признаками оживления хозяйства считают рост накоплений населения и увеличение количества покупаемых домов. Показательно, что улучшение демонстрирует отрасль промышленности, в наибольшей степени пострадавшая от кризиса, – автомобилестроение. Правда, здесь не обошлось без новой помощи со стороны государства. Американский Конгресс выделил 3 млрд. долл. на выкуп старых автомашин. Внушительная сумма – до 4,5 тыс. долл. за сдаваемую автомашину – вызвала резкий рост покупательной активности. Подтвердился прогноз опытных экономистов: американцы ни за что не станут ездить на автомашине до ее полного износа.
Дело, правда, не сводится к льготам для покупателей. Перестраивает методы своей работы автобизнес. Так, крупнейшая автомобилестроительная корпорация GM вслед за процедурой банкротства нацелилась на выпуск более экономичных моделей машин. Отказавшись примерно от трети своих дилеров, фирма все шире ведет продажу автомашин через интернет. Это своего рода революция в области сбыта автомашин в Америке – американские покупатели не любят иметь дело с изворотливыми дилерами, которые, как правило, используют к своей выгоде гибкую шкалу цен.
Менеджеры GM уже обрели уверенность в будущем своей компании. Они обещают в будущем году произвести IPO – первичное размещение акций на рынке. Все это даже подвигло их на создание препон для сделки с австро-канадской «Магной» и российским Сбербанком о продаже «Опеля», хотя ее уже поддержало правительство ФРГ.
Еще быстрее по пути обновления идет японское автомобилестроение. Лидер отрасли «Тойота» не только отмечает быстрый рост продаж ее бензиново-электрического гибрида «Приус», но и готовится выпустить еще более экономичную модель – она расходует один литр бензина на 40 км пути. И еще одна сенсация: на сентябрьском автосалоне во Франкфурте покажут Trabant NT. Это потомок знаменитого «Трабанта», своим двухтактным двигателем усердно коптившего воздух на дорогах ГДР. Теперь, по словам ее конструкторов, это «простая и легкая в обслуживании автомашина», но без копоти. Другими словами, кризис привел к радикальным переменам в мировом автомобилестроении. И это еще один проблеск в конце тоннеля.