Генсек НАТО: «Передо мной стоит важная задача – убедить народ и руководство РФ в том, что НАТО – не враг».
Фото Reuters
В руководящем звене Североатлантического союза на минувшей неделе прошла смена караула. Генеральным секретарем блока на ближайшие четыре года стал бывший премьер Дании Андерс Фог Расмуссен. Одной из главных задач он провозгласил улучшение связей с Россией.
Хотя фактический контроль над военными структурами НАТО остается в руках американских генералов, политическое значение первых высказываний нового генсека не стоит недооценивать.
Выступая накануне первой годовщины конфликта в Южной Осетии, лидер альянса признал, что эти события оказали «очень негативное влияние на отношения между НАТО и Россией». Но разногласия с Москвой не должны мешать решению общих задач в области безопасности, таких, как борьба с терроризмом. «Я считаю, что передо мной стоит очень важная задача – убедить народ и руководство России в том, что НАТО – не враг России. НАТО не нацелена против России», – заявил генсек.
Сразу после вступления в должность Расмуссен совершил вояж в Афганистан – страну, где интересы альянса и России в основном совпадают. Ни Москва, ни Брюссель не желают, чтобы Афганистан вновь превратился в оплот террористических организаций, в частности «Аль-Каиды». Сейчас международные силы в Афганистане, в которых главную роль играют войска стран – членов НАТО, насчитывают свыше 60 тыс. человек. Расмуссен заявил, что, возможно, потребуется туда послать еще больше солдат. НАТО должна сделать все, чтобы одержать победу. В то же время генсек призвал к более тесному сотрудничеству с афганскими властями в развитии демократических институтов и завоевании поддержки населения.
Пока, однако, интенсивность боев с «Талибаном» как в Афганистане, так и в зоне племен соседнего Пакистана только нарастает. Пентагон и Межведомственная разведка Пакистана объявили, что им удалось уничтожить Бейтуллу Мехсуда, лидера талибов в северных районах Пакистана, которого считают инициатором и организатором самых громких терактов в Пакистане. Среди них – убийство бывшего премьер-министра Беназир Бхутто и взрыв отеля в Исламабаде, в результате которого погибло более 50 человек, в том числе дипломаты из стран Европы.
Спецслужбы воспользовались тем, что Мехсуд страдал заболеванием почек и нуждался в регулярном переливании крови. Пакистанская разведка сумела заслать лазутчиков в деревню, где живут две жены Мехсуда и его тесть. В тот момент, когда лидер талибов проходил медицинскую процедуру, по дому нанес ракетный удар американский беспилотный аппарат. По версии пакистанского правительства, главарь талибов погиб. В Исламабаде рассчитывают, что это внесет разброд в ряды мятежников. Но представитель талибов связался с западными СМИ и сказал, что слухи о гибели Мехсуда – не более чем дезинформация.
Минувшая неделя была отмечена еще одним возможным успехом властей в борьбе с террористами в Азии. В Индонезии силы безопасности выследили и якобы ликвидировали Нурдина Мохаммада Топа, предводителя исламистов, которого считают ответственным за смерть примерно 290 человек, в том числе более 200 человек – в основном австралийских туристов, на острове Бали семь лет назад. Коммандос окружили дом в деревне, где скрывался Нурдин Топ, и уничтожили его. Но, как и в случае с Мехсудом, подтверждения факта его гибели пока нет. Джакарта должна провести анализ ДНК трупа.
В то время как НАТО планирует расширять свое присутствие в Афганистане, шиитское духовенство Ирана пытается минимизировать ущерб, нанесенный его власти и престижу скандальными президентскими выборами. Бурные протесты оппозиции против возможной фальсификации результатов голосования показали, что иранское общество и даже элита расколоты, а часть ее выступает за наведение мостов с США.
Ответом сторонников жесткой линии (к ним эксперты относят и верховного лидера Али Хаменеи) на демонстрации стали показательные суды над оппозиционерами. В минувшую субботу перед очередным заседанием трибунала предстали несколько десятков человек. Среди них сотрудники посольств Франции и Англии, журналисты, работавшие на западные издания. Как и их предшественники, видные политические деятели, оказавшиеся на скамье подсудимых ранее, они покаялись и признали, что передавали информацию о протестах за границу. Это, как надеются консерваторы, поможет укрепить позиции Махмуда Ахмадинежада, официально утвержденного на посту президента.
Но Евросоюз осудил судебный процесс и потребовал освобождения своих граждан. По мнению большинства наблюдателей на Западе, преследование либералов обернется еще большим обострением отношений Тегерана с западноевропейскими державами.