Граждан пугают девальвацией.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
На прошлой неделе президент снова вспомнил о госкорпорациях. В первый раз это случилось, когда в разгар кризиса он попенял руководителям этих структур на излишний энтузиазм при назначении самим себе вознаграждений. Неизвестно, вняли ли чиновники наставлениям Дмитрия Медведева – как известно, ведомостей на премии они в газетах не размещали. Однако ясно, что глава государства сегодня не на шутку раздражен, если поручил генеральному прокурору Юрию Чайке проверить – комплексно – деятельность этих учреждений. А проверит проверяющего Чайку помощник президента, начальник его контрольного управления Константин Чуйченко. Уже и срок исполнения поручения назначен – процедуру закончат до 10 ноября.
Особое внимание правоохранители должны уделить эффективности использования финансов и имущества, переданного госкорпорациям. А также установить: насколько расходы оных соответствуют заявленным целям. Самое страшное для армии госкорпоратчиков содержится в конце распоряжения Медведева: по итогам проверки президент желает услышать предложения по поводу целесообразности дальнейшего существования этой формы собственности.
Вряд ли итоги расследования сильно удивят главу государства – иначе он бы его не назначил. Эффективность госкорпораций, как и вообще государственной собственности, подвергалась сомнению экспертами в начале процесса их создания. Предполагалось, что в результате скрещивания успешных или, напротив, неуспешных бизнес-проектов с государственным кошельком возникнет некая особая экономическая модель, привлекательная во всех отношениях. Вместо этого родился ущербный кентавр, которого сегодня легче убить, чем прокормить. Животное получилось ленивым, жадным и безответственным, то и дело норовившим урвать лишнюю охапку сена из закромов. Возможно, в жирные докризисные времена такой номер и остался бы безнаказанным, но режим экономии заставил президента публично покуситься на одно из главных достижений путинских реформ.
Правда, если держать в голове завет отечественного политологического сообщества о неразрывности тандема, невольно думаешь: что это – камешек президента в огород премьера или распределение ролей? Может, Путин и сам убедился в бесперспективности идеи?
Те же мысли о хорошо продуманном сценарии возникают при анализе случившегося на прошлой неделе так называемого казуса Аксакова. Депутат Госдумы, член банковского комитета Анатолий Аксаков вдруг заявил о неизбежности и необходимости резкой девальвации рубля. Ну заявил и заявил себе. Кто такой Аксаков – и кто такой Путин, который заверил подведомственный электорат в незыблемости уровня жизни бюджетников, а значит, в сохранении нынешних темпов инфляции? Неразумное выступление думца люди объяснили бы одним словом: «Жара!» Однако тут вдруг резко возбудился спикер Госдумы Борис Грызлов, потребовавший от имени «Единой России» отозвать депутата из Национального банковского совета, где тот заседает. А секретарь президиума генсовета партии, вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин пошел еще дальше: он назвал предложение Аксакова антинародным, ударяющем по среднему классу и малообеспеченным слоям населения.
Между тем серьезные экономисты давно поговаривают о выгоде одномоментной девальвации. Да и доводы Аксакова логики не лишены: 30–40-процентная девальвация, уверен парламентарий, сделает продукцию конкурентоспособной – заработают заводы, а банки начнут получать долги от предприятий.
Пикантность ситуации в том, что Аксаков – член «Справедливой России». Реализация его предложения, грозящая инфляцией, – удар под дых лидеру партии Сергею Миронову. Но эсэры молчат как воды в рот набрали. Не хотят поддерживать в нападках политических конкурентов? Или что-то знают о сценарии? Который, возможно, совсем прост: Аксакову и Грызлову, не исключено, выпала сомнительная честь прощупать настроение электората и элит в преддверии реального падения рубля. Поскольку кризис – он и в Африке кризис, и в России. Может заставить делать то, чего совсем не хочется социально озабоченному правительству.