На прошедшей неделе крепость и вкус политического коктейля определялись все теми же составляющими – Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, партией власти и оппозицией. Но поскольку вроде бы перемешались они в иных, чем раньше, пропорциях, то, значит, и напиток должен был получиться совсем другим. Тем более что в этот раз к нему дополнительным ингредиентом была подана долька лимона.
В этой роли выступила партия «Правое дело», по праву и на деле доказавшая бессмысленность искусственного партстроительства сверху. Причем бессмысленность эту, судя по всему, признал даже «главный конструктор» российской партийной системы – первый заместитель руководителя кремлевской администрации Владислав Сурков. Ведь сначала он терпеливо наблюдал за дебатами правых о стратегии их участия в выборах Мосгордумы. Видимо, надеясь, что в этом споре всех со всеми все же родится истина. Забыв, правда, что чаще рождается вовсе не она, а взаимное озлобление спорщиков. Но Сурков все-таки дал последний шанс. Он позвал троих сопредседателей «Правого дела» к себе, чтобы еще раз послушать их аргументы. Однако «выноса мозга» не выдержал и приказал этой странной партии на выборы вообще не ходить. Пока на московские.
Кстати, правых пресса почему-то пожалела и не стала вспоминать о лебеде, раке и щуке, не попытавшись раздать их маски Георгию Бовту, Леониду Гозману и Борису Титову (порядок перечисления сопредседателей ПД в данном тексте определил компьютер. – «НГ»).
А вот к коммунистам проявило жалость Министерство юстиции. В середине июня это ведомство вынесло КПРФ предупреждение за огрехи в уставе. Оппозиция собралась в суд. Но оказалось, что можно только в Басманный. В общем, коммунисты решили свести дело к миру. Делегация КПРФ отправилась в Минюст и провела там переговоры. Но министр внезапно был вызван к президенту, о чем в администрации ничего не знали. Видимо, чтобы негостеприимства больше не было, уже осенью коммунисты на пленуме решат, как повысить политическое влияние своей партии.
«Единой России» удержать бы ее влияние на нынешнем уровне. И партия власти предпринимает для этого разнообразные меры. Например, руководство ЕР, судя по всему, оставило попытки заставить Юрия Лужкова не заполнять список кандидатов в депутаты Мосгордумы своими ставленниками. Хорошие результаты партии в столице, на которые будет смотреть вся страна, таким образом, оказались важнее внутренних интриг. А еще единороссы придумали наказывать рублем собственных нерадивых аппаратчиков. Никакой политической романтики, только голый прагматизм. Вот кто у нас в стране по-настоящему правый. Хотя даже Медведев предупредил ЕР – во время кризиса партии власти лучше постоянно не побеждать. Люди, дескать, могут неправильно понять.
Президент, как он тут на неделе дал понять, своих распоряжений забывать не любит. Он возмутился тем, что придуманный им закон о малых предприятиях при вузах парламент все-таки не принял. И обвинил в этом свою администрацию и правительство, забыв, что ради приличия в России все-таки принято говорить о разделении властей. Но Медведев отбросил формальности ради дела. А то, что экстренный сбор Госдумы и Совета Федерации обошелся бюджету страны в несколько десятков миллионов рублей, это ничего. Главное, выяснить, кто в тандеме главный. На этот раз, кажется, Медведев, хотя, возможно, только с виду.
Потому что Путин остается на своем месте, определяя, в частности, сколько будет выделено денег на любую из идей, которые выдвигаются Медведевым.
Таким образом, не имеет значения, какой сегодня у коктейля вкус – одним он нравится, другим – нет. И какая разница, что в нем сверху плавает, а что опустилось на дно. Все равно его основными ингредиентами, грубо говоря, являются водка и сок. Пусть и каждый раз в разных пропорциях (определять, кто есть кто в тандеме, отказался даже компьютер. – «НГ»).