Кризис заставил правительство сделать официальное признание: в ситуации, когда денег не хватает и приходится выбирать, на что их направить – на выполнение ранее данных старикам обещаний почти в полтора раза повысить их пенсии в 2010 году или на программы модернизации экономики и развития страны, выбор будет в пользу пенсионеров. Фактически это признал в минувший вторник премьер Владимир Путин на совещании комиссии по бюджетным ориентировкам.
Власть прилагает максимум усилий, чтобы выполнить ранее розданные популистские обещания. С одной стороны – это хорошо, старики у нас получают мало, если уж им пообещали прибавки, то обещания надо держать. С другой – не очень, так как, если суммировать все планируемые на 2010 год социальные расходы федерального бюджета, то окажется, что они выше всех доходов. Так как у государства есть не только социальные расходы, но и другие траты, то оказывается, что в следующем году при 6 трлн. руб. доходов расходы превысят 9 трлн. руб., то есть примерно в полтора раза. Долго так жить нельзя, созданная в докризисный период в виде Резервного фонда и Фонда национальной безопасности «подушка безопасности», в начале года достигавшая 7 трлн. руб., стремительно тает. Когда она закончится, властям придется печатать для покрытия бюджетного дефицита ничем не обеспеченные рубли, что грозит новой девальвацией национальной валюты и ростом недовольства населения.
Между тем суверенные фонды тают с пугающей быстротой. В среду стало известно, что премьер разрешил выделить на покрытие бюджетного дефицита в третьем квартале этого года 1,36 трлн. руб. из Резервного фонда. Во втором квартале на эти цели изымалось 1,44 трлн. руб. Теоретически на этом траты Резервного фонда в этом году по текущему варианту бюджета должны быть почти исчерпаны. Однако большой вопрос, хватит ли 3 трлн. руб., которые предусматривалось ранее изъять из Резервного фонда в этом году на покрытие всего бюджетного дефицита, или в четвертом квартале власти решат изъять из него дополнительные средства. Пессимисты не исключают, что правительство сможет свести в четвертом квартале концы с концами, только если дополнительно займет либо изымет из суверенных фондов сопоставимые со вторым и третьим кварталом суммы.
Предпосылки к такому сценарию есть. В Федеральной налоговой службе ожидают во втором полугодии ухудшения ситуации со сбором налогов. Неясна ситуация и с таможенными сборами, которые наряду с налогами составляют основу бюджетных доходов. Пока и экспорт, и импорт облагаемых таможенными пошлинами товаров падает. По данным Банка России, в первом полугодии внешнеторговый оборот страны снизился на 44,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, соответственно падают и поступления в казну.
Все большее число экономистов предупреждают о том, что в ближайшее время возможна новая девальвация рубля. Она позволит властям решить сразу три задачи: улучшить торговое сальдо и стимулировать внутреннее производство за счет подорожания в рублевом выражении импорта, сохранить размещенные в валютных инструментах госрезервы и увеличить за счет неминуемого роста рублевых цен налоговые и таможенные поступления в бюджет.
Впрочем, надолго действия этого рецепта не хватит, если, конечно, власти не решатся сделать плавную девальвацию постоянной. Более или менее серьезный рост экономики даже в правительстве не ждут раньше 2011–2012 годов. Это значит, что, закладывая высокие расходы на социальные нужды и бурный рост пенсий, власти не только сами сознательно рискуют рано или поздно оказаться в ситуации бюджетного краха, но и ставят под угрозу относительное благополучие всех россиян. Что бывает с экономикой, требующими затрат обещаниями властей, личными сбережениями и материальным благополучием в условиях, когда у государства кончаются резервы, а бюджет исполняется с сильным дефицитом, наши граждане хорошо помнят еще с первой половины 1990-х годов.