Владимир Путин, как известно, сам-то не любит и даже не умеет стоять «в раскорячку». Так он ответил Бараку Обаме на его слова о том, кто есть кто в нынешнем российском тандеме. Но вот на прошлой неделе неожиданно выяснилось, что возглавляемая им партия именно в таком положении сейчас и пребывает. «Единой России» скоро предстоит проверить на практике с большим воодушевлением принятый ею президентский закон об обновленной процедуре назначения губернаторов. Партии власти, которая, естественно, имеет большинство во всех парламентах, нужно будет выдвинуть своих кандидатов. Одного из которых глава государства потом в принципе может региональным единороссам на утверждение и представить. Но проблема в том, что ЕР не знает: у кого узнавать имена кандидатов, которые точно придутся ко двору, – у Дмитрия Медведева или Владимира Путина. Это это и есть классическая «раскорячка».
Единороссы, конечно, обиделись на тех, кто это заметил. И даже почему-то стали обзывать таких внимательных наблюдателей «либералами». Хотя о том, что между президентом и премьером до сих пор полностью не отрегулированы вопросы кадровой компетенции, сказали весьма уважаемые эксперты. Они же и подметили, что партия власти в последнее время перестала вести пиар-борьбу с кризисом. То ли она действительно наконец занялась конкретными делами, то есть острыми ситуациями и конфликтами, происходящими в регионах, то ли, наоборот, бросила это занятие ввиду его полной бесперспективности. Иными словами – поступила так, как ей какое-то время назад и приказал ее лидер. Ведь Путин, как утверждают знающие люди, сказал просто: мол, если собираетесь выезжать куда-то на место, но знаете, что ничем помочь людям не сможете, лучше не выезжайте и в телевизор не вылезайте. Это он медведям так врезал после Пикалева, когда они вместо заботы о безработных полезли в макроэкономику, грозя собственникам вставших заводов национализацией.
Дмитрий Медведев, конечно, макроэкономикой заниматься имеет право, но он тоже периодически не прочь ударить, как говорил классик советской сатиры, «по узким местам и порожняку». И совсем не в подражание премьеру, отнимающему авторучку у олигарха. Как человек не просто современный, а по-настоящему продвинутый, Медведев предпочитает делать добро через интернет. Поэтому на прошлой неделе состоялся очередной раунд его общения с населением, запомнившийся тем, что глава государства у больших начальников ничего не забирает, а наоборот, готов им дать. Например, лопаты. Вот так из своей общественной приемной на улице Ильинка президент, не обращая внимания на часовые пояса и время суток, фактически одновременно разобрался и с Владивостоком, и с Калининградом. На Дальнем Востоке Медведев в онлайн-режиме практически открыл строительство пешеходных переходов через оживленную трассу, а на «ближнем западе» – защитил детей-инвалидов. Было решено еще несколько важных для народа проблем – так что в сумме набралось почти на целое Пикалево.
А еще президент на прошедшей неделе как бы освятил реконструкцию Московской соборной мечети. И, воспользовавшись случаем, встретился со всеми мусульманскими лидерами страны. Но явно не для того, чтобы что-то определенное им сказать, а скорее – их послушать. Они ему и сказали – вслед за своими православными братьями, что, вообще-то, государство должно больше внимания уделять мирской – и в основном коммунальной – стороне существования религиозных конфессий. Но Дмитрий Медведев не поддался на прямые просьбы отменить, скостить или хотя бы разделить с мечетями, церквами и синагогами оплату услуг естественных монополий. Хотя обещал об этом подумать.
Ну и как тут не говорить о соперничестве внутри правящего тандема. Естественно, позитивном, потому что, как нас учат с самого властного верха, конкуренция – это хорошо. Ведь премьер как раз недавно «случайно» встретился на Валааме с Патриархом Кириллом, после чего путинская партия «Единая Россия» решила согласовывать с РПЦ свою законотворческую деятельность. А Медведев взял да и провел работу среди муфтиев. Может быть, днями какая-нибудь из российских партий все-таки откликнется на этот месседж президента?