Тем, кто с любопытством наблюдает за развитием отношений культуры и власти, минувшая неделя преподнесла несколько изысканных подарков. Первый из них – разумеется, появление в галерее Ильи Глазунова премьер-министра России Владимира Путина и его недовольство мечом князя Владимира, а также святостью Бориса и Глеба. Княжеский меч оказался, по мнению премьера, коротковат, а Борис и Глеб, вместо того чтобы за страну бороться, легкомысленно погибли. Именно в галерее премьер решил вспомнить свое чекистское прошлое, и один из ключевых принципов христианства – готовность принять мученическую смерть – показался ему не очень-то сообразным требованиям нынешних строгих времен. Окружающие согласно закивали головами, а непотопляемый Глазунов пообещал перерисовать меч. Что ж, хочешь академию своего имени – учись работать над ошибками.
Премьер-министр вообще в последнее время ввел в практику общение с культурой, что называется, без барьеров. То создаст и возглавит Совет по кинематографии. То пожурит Галину Волчек за неправильного Чацкого («Он уходит победителем, а вы сразу показываете, как он всхлипывает!») и объяснит, что Чацкий – он почти как Александр Матросов. Теперь вот за живопись взялся. Сцена из советской жизни «Строгий учитель рисования отчитывает ленивого ученика-двоечника за то, что тот непохоже нарисовал зайчика» могла бы украсить сводчатый потолок какого-нибудь Дворца культуры. Лучше, конечно, Дворца советов, но на его месте уже храм построили.
Хорошо еще хоть Русская православная церковь пока не взяла под козырек и не пообещала пересмотреть списки канонизированных, с похвальным служебным смирением отнесясь к атавизмам чекистских замашек премьер-министра. А то картину «Премьер-министр редактирует Жития святых» пристроить уже было бы труднее в силу ее непривычной (пока непривычной) тематики.
Высочайшие вкусы на минувшей неделе откликнулись и очередным вручением государственных премий. Госпремии в области литературы и искусства достались хранителю музея-заповедника «Павловск» Марине Флит, руководителю Свердловской государственной филармонии Александру Колотурскому, главному дирижеру Уральского симфонического оркестра Дмитрию Лиссу и детскому анимационному сериалу «Смешарики» (художественный руководитель – Анатолий Прохоров). Справедливости ради скажем, что все лауреаты – люди вполне заслуженные, и дело делают нужное. Вряд ли кто примется спорить, что музей Павловска или детский мультик длиною в год не только никому жить не помешают, но и способны на какое-то время с нашей унылой действительностью примирить. Только может ли это служить основанием для главной государственной премии? Дмитрий Лисс, скажем, – дирижер достойный, и оркестр его вполне конкурентоспособен, но с каких пор принято давать за это государственные премии? «Смешарики» – довольно милый мультик, но чем он лучше многих других – неясно. Ни новых технологий, ни выдающегося исполнения, ни иных «выпирающих» художественных достоинств. Все в норме, все симпатично. Но ничьи умы не потревожены. Конечно, пять миллионов рублей (денежный эквивалент Государственной премии) никому не помешают, и в первую очередь – работникам культуры. Но, может, тогда просто взять да помочь другими какими-то денежными ручейками?
Зато какая радость для последователей живучего стереотипа: «Пусть лучше дети учатся на наших, отечественных мультиках, чем на тупых, зомбирующих американских». Сразу после объявления лауреатов по интернету разлилась эта необъяснимая радость, не подкрепленная, впрочем, хоть каким-то знанием столь ненавистной американской мультипликации. Словно и не американцы создали поэтичного «Бемби», дружелюбных «Чипа и Дейла» или показанный на последнем Каннском фестивале великолепнейший по исполнению и замыслу мультфильм «Вверх». «Смешарики» ничем вышеперечисленным не блещут, а по художественной части даже далеко отстают от работ таких российских аниматоров, как, например, Константин Бронзит, Юрий Норштейн или Александр Петров.
Художественные критерии при выборе лауреатов госпремий оказываются где-то в стороне. На первый план выходит странно понятая польза для государства. «Смешарики» воспитывают подрастающее поколение самым длинным в истории отечественной анимации фильмом. Дмитрий Лисс в этом году придумал множество разных проектов. Главное тут – работа «для блага народа». Слишком уж отдает советской лакированной показухой, когда о благе народа принимались судить те, кто живого народа в глаза не видел с последней первомайской демонстрации, да и то в детстве.
Последний, пусть и пока не очень осязаемый подарок преподнесла нам на этой неделе третья власть. Пресненский суд, к изумлению многих, не вернул иск Марлену Хуциеву, который требует признать нелегитимным киносъезд в Гостином Дворе. Более того – суд потребовал от Михалкова множество документов, подтверждающих законность избрания делегатов на этот съезд. Загадывать исход дела никто не решится. Однако один факт обнадеживает: хуциевскую сторону согласились выслушать. Мелочь, конечно, но для начала сойдет.