Владимир Путин продемонстрировал полную управляемость страной.
Фото Reuters
Минувшая неделя была удивительна сочетанием малосоотносящихся друг с другом на первый взгляд событий. С одной стороны, в Пикалево приехал Путин латать кризисную дыру, с другой – на Петербургском форуме прозвучали чрезвычайно оптимистичные заявления его участников, которые словно слыхом не слыхивали о том, что происходило у них под боком, чуть южнее.
А там назревало чудо. Во вторник, когда рабочие местных трех заводов перекрыли федеральную трассу под носом у Владимира Путина, стало ясно, что премьер этого не простит никому. Гадали об одном: приедет лично или вызовет в Москву? Путин, неожиданно для многих, потому что – беспрецедентно, нагрянул в четверг – разобраться с олигархами, которые забыли о социальной ответственности бизнеса. Премьер так и спросил у них: «Социальная ответственность бизнеса – где она?» Вопрос оказался риторическим. И в тот же день все 22 тыс. жителей Пикалева испытали на своей шкуре, что такое хорошее российское чудо. Им выдали зарплату сразу за несколько месяцев. И завод вот-вот откроют для бесперебойной поставки цемента непонятно кому – подписавшие соглашение с рабочим коллективом олигархи не уверены, что покупатель во время кризиса найдется.
Впрочем, суть не в этом, хотя тоже красиво. Главный вывод страна сделала: хочешь денег – выходи на большую дорогу, по которой ездят большие люди. Вывод № 2: во всем виноваты олигархи, а вовсе даже не правительство, не позаботившееся о создании достойной системы социального обеспечения безработных даже спустя год после начала кризиса. Вывод, который сделали трудящиеся, старый, как мир, и в нашей стране особенно популярный. Настолько, что депутаты Госдумы тут же его оформили сгоряча в виде специального закона о национализации.
Ничего не зная о смелых парламентских инициативах, безработные граждане в других уголках страны, возбудившись, решили пойти по пути дальнейшего раскулачивания зарвавшихся богачей. И вот уже работники давно заглохшего комбината установили палатки на площади Байкальска, объявили голодовку и потребовали, чтобы Дерипаска немедленно продал дачу и выплатил им задолженность по зарплате. Ночами, засыпая в палатках, охраняемых милиционерами – акция разрешена властями, – участники ее мечтают о том, что вот подъезжает к площади Владимир Путин, а над эскортом и головами митингующего народа барражируют вертолеты Минобороны, а в кассах заводоуправления начинается приятное шуршание денежных купюр... Чтобы не огорчать премьера, которого упорно ждут в гости, голодающие предупредили власти – дороги они перекрывать не собираются.
Однако шансов на посещение первых лиц государства у байкальцев нет. И тогда люди окончательно свяжут между собой два явления: премьер – деньги, деньги – премьер. То есть: нет премьера – нет денег.
Между тем на форуме тоже все было хорошо. Если не считать досадной замены – вместо первого замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова участникам мероприятия предложен был первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. Который на голубом глазу заверил зарубежных гостей: в России кризис не ощущается.
Таким образом депутат как бы обнулил усилия лидера своей партии, потратившего много времени на урегулирование пикалевской проблемы. Зато представил гостям форума образ необыкновенного государства, население которого совсем не чувствует кризиса – разумеется, благодаря направляющей и руководящей роли партии в обществе.