На прошедшей неделе наконец в полную силу заработал правящий тандем. Дмитрий Медведев и Владимир Путин дружно взялись за то, с чем у нас постоянные проблемы. Финансовое состояние России было разложено по полочкам в Бюджетном послании президента. И впервые оно было презентовано лично, а не разослано по адресам федеральных и региональных органов власти. Премьер же конкретизировал сделанные главой государства поручения на заседании президиума правительства. Причем до такой степени, что некоторые из них фактически превратились в свою противоположность.
Скажем, Медведев предложил кабинету министров подумать, какая часть налоговой нагрузки на бизнес может быть снижена в качестве компенсации за переделку единого социального налога в страховые взносы. Однако правительство, кажется, не прочь, наоборот, отменить или хотя бы частично дезавуировать выданные прежде налоговые льготы. Потому что, мол, народишко наш от налогов так и так уклоняется.
Впрочем, несмотря на эти рабочие противоречия, видно, что президент и премьер явно действуют согласованно. Вот, например, о предстоящей жесткой экономии бюджетных средств они говорили почти одинаковыми словами. И хотя многие наблюдатели в Бюджетном послании Медведева выделили жирным именно его критику в адрес правительства, Путин, похоже, ее как бы не заметил. Рискнем предположить, что он ее, вообще-то, и инспирировал. Потому что самому ему со своими подчиненными справляться, видимо, все труднее и труднее. Или, может быть, желания этим заниматься у него уже нет. Так или иначе, но президент ведь критиковал кабинет министров и отдельных его представителей, а не его председателя. И не ему он советовал держать рот закрытым, а не извергающим очередной прогноз – то слишком оптимистический, то чересчур апокалиптический.
Кстати, в этой истории можно углядеть и элемент некоей подставы, устроенной Медведеву. Ведь когда тот вместе со своим помощником по экономическим вопросам Аркадием Дворковичем практически открыто и недвусмысленно набрасывается на министра финансов Алексея Кудрина, то он ставит себя на один уровень с ним. И в этом раскладе именно Путин, аккуратно занявший выгодную позицию над схваткой, как раз и выглядит настоящим старшим по стране. Он-то ведь ни в какие свары публично сам не вмешивается.
А между тем, неформально занимая доминирующее положение, формально Путин находится в статусе более свободного человека. Он вполне может себе позволить прийти на всероссийский слет профсоюзных лидеров спустя много часов после его начала – когда критический настрой против исполнительной власти почти выдохся. Медведеву же такой воли век не видать – и вот он вынужден от начала и до конца выслушивать аграрные откровения лидера ЛДПР. Впрочем, в свое время и Путину пришлось хорошо и много послушать Владимира Жириновского. И теперь он предпочитает более весомых – в прямом и переносном смысле – собеседников. Например, предпринимателей, собравшихся в Торгово-промышленной палате под водительством самого Евгения Примакова.
Вот еще одно доказательство заработавшего опять тандема. Медведев принял Шмакова у себя – Путин сам сходил к нему в гости, Медведев «накрыл поляну» для бизнесменов в Барвихе, а Путин предпочел принять их приглашение. Кто-то скажет, что они просто соревнуются, стараясь друг от друга не отстать. Но ведь не исключено, что это самая обыкновенная игра в четыре руки. Чтобы, значит, более мощный и густой звук сильнее впечатлял слушателей. И хотя при таком способе исполнения один всегда ведет, а другой – помогает, но эффект-то нужный производится. Даже когда, положим, учитель берет на себя более сложную партию, а ученику достается делать какое-нибудь «блям-блям-блям».