В рядах грузинской оппозиции немало пожилых людей.
Фото Reuters
В противостоянии властей и оппозиции в Тбилиси закрепились абсурд и игра на Запад: кто больший демократ. На прошлой неделе власти во избежание, как объявили сами, провокаций отказались от проведения военного парада на проспекте Руставели в День независимости, который празднуется 26 мая.
Оппозиция, наоборот, укрепилась в решении провести на том же проспекте мирный, что особо подчеркнуто, но «грандиозный гражданский парад», который явит миру «невиданный протест против режима и покончит с ним». Так, оппозиция за последний месяц назвала уже третью по счету дату политического конца президента Михаила Саакашвили. Для этого оппозиционеры намерены собрать сторонников на стадионе «Динамо» и оттуда маршем пойти по Тбилиси. Стадион объявлен местом сбора для прекращения разговоров о неспособности поднять массы и о локальной поддержке населения. «Динамо» вмещает 60 тыс. человек. Столько же поместится на беговых дорожках и в проходах между трибунами. Лидеры оппозиции желают доказать, что 26 мая на улицу выйдет не меньше 120 тыс. человек.
Расписав красочный сценарий в эфире телеканала «Маэстро», братья Леван и Гия Гачечиладзе – экс-кандидат в президенты и популярный певец, организовавший протестное реалити-шоу на упомянутом телеканале, оставили без ответа главный, пожалуй, вопрос. Младший Гия спросил старшего: «Так сколько же людей надо вывести, чтоб до него (Саакашвили. – «НГ») дошло, что надо уходить?» Старший Леван ответил уклончиво: сколько надо, столько и выведем, сколько надо, столько и будем стоять. То есть ничего нового с 9 апреля – со дня начала массовых акций протеста. Те же слова ежедневно, упирая на методы Ганди, повторяют все лидеры оппозиции, количество которых непрестанно увеличивается: если к 9 апреля их было около 10, то по прошествии месяца нашлось еще столько же политических и общественных деятелей, «самозаписавшихся» в лидеры или объявленных лидерами.
Но все это пока впустую. Президент выглядит верным своим словам: никаких досрочных выборов, никакой отставки до конституционного срока. И не похоже, что количество участников акций повлияет на его позицию. Чередуя тактику игнорирования с предложениями начать (продолжить) диалог, власти усилили агитпроп на международной арене. Оппозиции достается уже не только за заблокированные центральные улицы Тбилиси и государственные офисы, что помимо проблем в передвижении ухудшает инвестиционный климат – об этом Саакашвили заявил вчера в ходе визита в Иорданию. Но и за общую внутреннюю нестабильность, усугубляющую фактор недоверия в отношениях с вышедшими из-под контроля автономиями. Такую формулировку использовал на встрече с аккредитованными в Грузии дипломатами один из представителей правящего «Национального движения». Сказано это было в контексте решения Абхазии прекратить участие в женевских консультациях.
Связь между выступлениями оппозиции в Тбилиси и отказом Сухуми посылать в Женеву делегацию на переговоры химерическая, и причина выхода абхазской стороны из переговоров состоит в том, что в Женеве не прекращаются попытки обсуждать различные вопросы в русле территориальной целостности Грузии. Очевидно, что в попытке переломить ситуацию в свою пользу пропаганда правящих сил навесит на оппонентов всех собак. Равно как и наоборот. И, видимо, не стоит удивляться, если в ближайшее время грузинские власти и ее противники обвинят друг друга в зажиме Эдуардом Кокойты югоосетинской оппозиции перед парламентскими выборами или запишут себе в заслугу уменьшение количества военнослужащих на российских военных базах в Абхазии.