На прошедшей неделе власть и ее партия «Единая Россия» продолжили борьбу с кризисом. Оппозиция же все чаще признает, что для нее кризис имеет две стороны. Выступая за защиту людей от социальных последствий экономических катаклизмов, противники власти в то же время жаждут как можно быстрее вкусить политических плодов кризиса. Но власть явно не собирается уступить им все «сладкое».
Владимир Путин успешно исполнил выдвинутую Дмитрием Медведевым новую конституционную обязанность правительства по отчету перед парламентом. Но отчитываться он на самом деле и не стал, а представил наиболее выгодные для своего электората социально-экономические инициативы. То есть кризис, по сути дела, стал просто поводом для дополнительных обещаний под будущие выборы. Ведь малоимущие слои населения, а конкретно – бюджетник и пенсионер, до сих пор остаются главными опорами режима. О них – на словах – и вся забота, хотя на деле она, конечно, не всегда получается. Зато бизнесу – опять же на словах – помощь только в обмен на повышение эффективности. Но если посмотреть по делу, то получается, что этот критерий соблюдается не каждый раз. Так что ни одного заданного 6 апреля в Думе вопроса о десятках миллиардов для АвтоВАЗа уже не выглядели случайностью. Это было явно последствие жесткой установки сверху.
Власть на прошлой неделе вообще продолжила усиливать оптимизм по поводу собственного modus operandi. Мол, с кризисом справляемся успешно потому, что заранее к нему готовились, хотя кто-то и выступал против стабфондов и инвестиционной диеты для экономики. Однако оппозиция именно этот оптимизм и сделала новым поводом для критики. Правительству был дан совет не говорить «гоп», пока оно не перепрыгнуло кризис. И многочисленные эксперты уже пророчат социальные потрясения, которые могут случиться, если люди убедятся в тройном обмане. Ведь сначала им обещали, что кризис в Россию не придет, потом – что затронет ее чуть-чуть. А вот сейчас уверяют, что скоро он ее покинет.
На этом фоне президент Дмитрий Медведев занялся каким-то явно асимметричным делом. Он объявил о целой серии встреч со всеми политическими партиями страны. Было заявлено, что он хочет послушать, как сами они действуют в кризисных условиях, какие методы используют для помощи народу в преодолении его последствий. Казалось бы, это противоречило Путину, который все последнее время усиленно хвалил правительственный план, добиваясь от всех поддержать именно его. Однако на деле вышло, что глава государства как бы подставляет оппозицию. Ведь ей по естественным причинам трудно предъявить какие-то конкретные антикризисные дела. И показательно, что серия медведевских встреч началась именно с ЕР, которая всегда хвалится статусом «партии реальных дел».
Однако как раз на встрече Медведева с медведями выяснилось, что президента сильно интересуют перспективы его закона о праве партии большинства в региональном парламенте выдвигать кандидатуру губернатора. И тут как раз проявилась одна из особенностей этого закона. В случае отказа партии от этого права глава государства может двигать людей из своего кадрового резерва. Эксперты сразу же уточнили: судя по всему, предварительные переговоры президента с ЕР о тех регионах, где так и будет сделано, уже ведутся. Кроме того, для продвижения «кадровиков» может возникнуть и настоятельная политическая необходимость. Как раз на прошлой неделе КПРФ объявила о том, что она готова воспользоваться законом Медведева. Прирастающие сейчас молодежью и безработными белыми воротничками коммунисты намерены побеждать на предстоящих осенью этого и весной будущего года выборах в региональные парламенты и выдвигать своих губернаторов.