Несмотря на все уверения, Александру Авдееву придется трудно – надежды на госпомощь культуре грозят перейти в область иллюзий.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На минувшей неделе выяснилось: культура не входит в число властных приоритетов – в отчете премьер-министра России Владимира Путина Госдуме и в антикризисном плане «культурной» строки не оказалось. Хотя незадолго до того президент России Дмитрий Медведев в беседе с министром культуры РФ Александром Авдеевым распорядился заморозить подскочившие цены на билеты в музеи. А тут еще Авдеев объявил, что в следующем году ни на один фильм государство денег не даст.
Получается, что интерес властей к культуре ограничился заботой о потенциальных посетителях музеев. И вдруг – показательные совместные выступления президента Дмитрия Медведева и вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина: «Что вы с удивлением на меня смотрите? Думаете, я начну вас осуждать, что культурой решили заняться?» Так президент отреагировал на сообщение вице-премьера о включении культуры в антикризисный бюджет.
Президент, не ругающий министров за то, что те в трудные для страны времена решили затянуть пояса стране ради высоких духовных целей, – добрый и справедливый президент. Он мог бы сказать: «А идите вы с вашей культурой подальше, нам страну прокормить надо». Но он не только не сказал так, а на всю страну косвенно пожурил премьера за недоработку. Очень хорошо, очень грамотно. То есть сначала председатель правительства, планируя антикризисную политику, вообще не принимает во внимание нематериальную составляющую благосостояния страны. Тогда же министр культуры объявляет о потерях в бюджетных ассигнованиях, постигших культуру, и о полной остановке финансирования самого массового из искусств – кинематографа. После чего все спохватываются и шумно переигрывают ситуацию. Даром что строка в антикризисном бюджете культуру спасти не в состоянии – зато разыграно красиво.
Меж тем, обсуждая заявление Авдеева о расторжении отношений между государством и кинематографом, почему-то все забыли о создании полгода назад Совета по развитию отечественной кинематографии при правительстве, возглавленном не кем-нибудь, а самим премьером. Совет пока не начинал работать, однако вряд ли он тихо похоронит сам себя. Вопрос теперь в том, кто реально может стать у источника госфинансирования.
В свете этого вопроса становятся совершенно понятными главные побудительные мотивы скандала, разразившегося в Гостином Дворе под предводительством Никиты Михалкова. Надежды на госпомощь грозят перейти в область иллюзий, и любую возможность оказаться рядом с деньгами надо хватать и лелеять. Об этом, кстати, на съезде кинематографистов говорили несколько человек. «Надо, чтобы Союз кинематографистов принимал участие в распределении федеральных бюджетов на производство картин», – сказал, например, Федор Бондарчук.
И это вовсе не глас вопиющего в пустыне – меньше всего Бондарчук похож на одиноко вопиющего романтика. Это констатация реальности, в которой полномочия на распределение денег перетекут из одной структуры в другую. Главную роль теперь будет играть экспертная оценка, и весь вопрос в том, кто станет этим экспертом. Точнее даже – в том, кто этих экспертов будет выбирать и назначать.
И борьба теперь предстоит нешуточная. Что мы и наблюдаем.