Вчера в 79 субъектах Федерации прошел весенний «единый политдень». Достигшие совершеннолетия граждане выбирали себе законодательную власть. Число избирательных кампаний различного уровня и местных референдумов впечатляет – более 3360. Наибольшее внимание, конечно, привлекли выборы депутатов законодательных собраний в девяти регионах, а также выборы городских Дум и мэров в ряде областных центов.
Это, кстати, первая избирательная кампания в стране, проходящая на фоне кризиса. Правда, такое впечатление, что выборы и кризис живут в параллельных мирах – по крайней мере на вялотекущий и скучный фон избирательной кампании сложное экономическое положение не повлияло.
Зарегистрироваться для участия в выборах удалось только четырем парламентским партиям, которые кое-где разбавили «Патриоты России». То есть в среднем на регион приходится 4,33 партийного списка. С момента действия нынешней Конституции, то есть с 1993 года, это самый низкий показатель.
Последняя неделя накануне голосования прошла на фоне нескольких скандалов. Такое впечатление, что именно на этот период пришлась основная активность партий, до этого пребывавших в сонном состоянии. В пятницу фракция ЛДПР даже покинула зал заседаний в Госдуме – в знак протеста против нарушений избирательного законодательства и давления на оппозицию. По словам лидера партии Владимира Жириновского, либерал-демократам в регионах чинят всяческие препятствия. Владимир Вольфович пожаловался на то, что арестовывают тиражи их газет, мешают встречаться с избирателями, заставляют кандидатов от ЛДПР, которые баллотируются в местные законодательные собрания, выходить из партии, оказывают давление на членов семьи. Так как обо всем этом Жириновский говорил, обращаясь к депутатам от партии власти, стало ясно, что в происходящем виновата, на его взгляд, именно ЕР.
КПРФ и «Справедливая Россия» обвинения лидера ЛДПР поддержали, правда, зал покидать не стали. Коммунисты и эсэры также критиковали «Единую Россию» за использование административного ресурса, жесткое давление на кандидатов от оппозиции. При этом в КПРФ в основном вспоминали недобрым словом «Единую Россию» в связи с тем, что Геннадию Зюганову в Брянске пришлось выступать на морозе, а не в неожиданно закрывшемся Доме культуры. В партии власти «покушение на голосовые связки» лидера КПРФ категорически отрицают и во всем обвиняют низкую организацию у оппонентов. Справедливости ради нужно заметить, что никто и никогда не слышал, чтобы было сорвано какое-нибудь агитационное мероприятие ЕР. Как и на предыдущих выборах, партия власти опровергла теорию вероятности: в половине регионов ЕР оказалась под номером один в избирательных бюллетенях.
Победитель выборов известен заранее. Ни одна из партий не способна составить серьезную конкуренцию «Единой России», даже на фоне кризиса. На стороне партии власти административный ресурс, приличные финансы и пока еще высокий имидж лидера партии.
Так что серьезная борьба идет только за оставшиеся места на пьедестале почета. И в этой борьбе силы ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» практически равны. «Патриоты России», как явные аутсайдеры, могут быть довольны самим фактом участия в выборах.