Грузинскому оппозиционеру Гии Маисашвили прочат должность в Госдепе США.
Фото автора
Минувшую неделю Грузия была ньюсмейкером по дипломатической линии. Ряд событий оказался многогранен. От продления мандатов международных миссий до возможного сенсационного назначения экс-кандидата в президенты Грузии Георгия Маисашвили на должность в Госдеп США, включая погром, учиненный сотрудниками посольства в Чехии, разоблачение двух экспертов из Международной комиссии ЕС (МКЕС) по изучению причин войны в Южной Осетии и демаршей бывших автономий в отношении европейских дипломатов.
Несколько дней в Нью-Йорке и Вене ломали головы, как быть с миссиями ООН и ОБСЕ соответственно в Абхазии и Южной Осетии. Их мандаты истекли. Автоматическое продление, применявшееся до августовской войны, после признания Россией независимости этих территорий, перестало устраивать и Москву, и Сухум, и Цхинвал.
Абхазия, не возражавшая против присутствия представителей ООН, настаивала на изменении названия миссии. Но «Миссия ООН в Абхазии», чего требовал Сухум, – это стало бы шагом в направлении признания независимости, что не входит в планы Запада. Об этом абхазскому руководству заявили побывавшие в республике на прошлой неделе представители ЕС. В ответ президент Сергей Багапш и глава МИДа Сергей Шамба объявили, что такая позиция западных стран неприемлема и вынуждает задуматься над целесообразностью участия Абхазии в переговорах и консультациях. Очевидно, не без учета позиции Сухума в Нью-Йорке было принято решение продлить мандат на 4 месяца, придав названию абстрактный характер: «Миссия наблюдателей ООН».
По схожему сценарию развивались события в Европе. Россия, настаивавшая на полном пересмотре статуса, лишь в последний момент согласилась на пролонгацию мандата военных наблюдателей ОБСЕ до 30 июня. Наблюдатели полагают, что это может быть связано с уступкой Запада в отношении миссии ООН, «потерявшей» уточнение «в Грузии». Тбилиси же трактует произошедшее как «отступление РФ из-за опасения оказаться в международной изоляции». При этом грузинская сторона не исключает, что в составы миссий могут быть включены представители РФ.
Между тем с военными наблюдателями ОБСЕ не все так просто. На прошлой неделе югоосетинские силовики дважды отлавливали их представителей и выдворяли на территорию, подконтрольную грузинской стороне. Объяснение давалось простое: они, мол, называются «наблюдателями в Грузии», стало быть, в Южной Осетии им делать нечего, к тому же угроза исходит с той стороны – там пусть и мониторят. Гарантий того, что события после продления мандата приобретут иной характер, скорее нет, чем есть.
Пока в ООН и ОБСЕ размышляли над вопросами своих представительств, Тбилиси устроил скандал из-за состава экспертов МКЕС, обвинив двоих из них в агентурных связях и предвзятом отношении к Грузии, что «может отразиться на вердикте комиссии, изучающей причины войны в Южной Осетии». Одновременно МИД пытался замять другой скандал, разразившийся в Праге. Там сотрудники грузинской дипмиссии после посиделки в ресторане повздорили из-за парковки автомобиля. В драке, по сообщению чешских источников, пострадали местный таксист, а также заведение, в котором веселились дипломаты. По версии МИДа, работники посольства оказались... втянутыми в провокацию со стороны пражского таксиста. Ничего не напоминает объяснение?
И, наконец, вишенкой на «дипломатическом торте» стало сообщение ряда агентств о вызове в Вашингтон бывшего экономического советника Михаила Саакашвили Гии Маисашвили и вероятном его назначении на пост помощника заместителя госсекретаря вместо куратора по Южному Кавказу Мэтью Брайзы. Маисашвили в 90-х годах жил в США, был замечен в команде Джона Керри в ходе его президентской кампании, завершившейся неудачей. Дружбу с Керри, по словам источников, он сохранил по сей день, а его супруга вхожа в близкий круг Клинтонов. Вернувшись в Тбилиси, он консультировал шедшего к власти Саакашвили, но затем объявил себя «умеренным оппозиционером». После уличных погромов в ноябре 2007 года присоединился к Объединенной оппозиции Грузии (ООГ). Однако на досрочные президентские выборы в январе 2008 года пошел самостоятельно. И не преуспел, с незначительным количеством голосов заняв предпоследнее место среди семерых кандидатов.