Четыре сенатора, морпех и ветеран американской дипломатии – такой станет бригада, курирующая внешнюю политику США. Сенаторы – это вступившие в минувший вторник в должности президент Барак Обама и вице-президент Джозеф Байден, а также госсекретарь Хиллари Клинтон и спецпосланник по Ближнему Востоку Джордж Митчелл. Морпех – генерал Джеймс Джоунс, бывший командующий Корпусом морской пехоты, назначенный помощником президента по национальной безопасности. И наконец, дипломат – Ричард Холбрук, получивший в четверг пост спецпосланника президента по Южной Азии.
Чем характеризуется этот высший эшелон политики США? Прежде всего, начиная с президента Обамы, -═это люди либо либеральных, либо центристских (в американском политическом спектре) деятелей. Однако еще важнее, чем политические взгляды, особенности личного стиля каждого.
Именно в сфере внешней политики оказались недавние соперники Обамы – боровшиеся с ним за выдвижение на президентский пост Хиллари Клинтон и Джозеф Байден. Именно Клинтон претендовала на то, что у нее больше опыта во внешней политике, чем у Обамы, и она знает, как реагировать на тревожный звонок в три часа утра.
Еще более самолюбивой личностью является вице-президент Байден. Он известен не только оговорками, но и недостаточной тактичностью.
Показательно, как Байден представил журналистам свою роль в администрации. По словам вице-президента, он попросил Обаму не сводить его роль к выполнению разовых поручений, а сделать причастным к важнейшим решениям главы государства. Обама якобы дал на это согласие. Если это так, то впервые вице-президент США стал не просто запасной фигурой на случай замены или недееспособности президента, как это исторически сложилось в американской истории, а его настоящим дублером. Показательно, что в четверг на представление новых спецпосланников в Госдепартамент прибыли Обама и Байден, оба выступили перед дипломатами.
Весьма спорной фигурой считают спецпосланника по Южной Азии Ричарда Холбрука. В свое время он продавил Дейтонские соглашения по Боснии и Герцеговине, сумев уговорить сербских лидеров. Один из них, Радован Караджич, недавно переданный Белградом Гаагскому трибуналу, утверждал, что Холбрук гарантировал ему личную безопасность в обмен на уход от власти. Однако американец ныне «такого не припоминает». Трудно представить, как сможет Холбрук применить югославский опыт в весьма отличном от Балкан регионе.
Наименее конфликтными из всей бригады считают генерала Джоунcа и экс-сенатора Митчелла. В послужном списке Джоунса помимо командных постов в морской пехоте числится должность верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, где он приобрел значительный опыт контактов с заграницей. Считается, что он в большей степени, чем его предшественник Стивен Хедли, способен обеспечивать баланс интересов таких ведомств, как Пентагон и Госдепартамент. Что касается Митчелла, то он отличился как посредник на переговорах по урегулированию в Северной Ирландии. Предсказывают, что экс-сенатор, родившийся в семье эмигранта из Ирландии и эмигрантки из Ливана, способен более сбалансированно, чем его предшественники, исполнять посредническую роль на Ближнем Востоке.
Американские наблюдатели отмечают, что именно в руководстве внешней политикой новый президент собрал наиболее ярких фигур. И вместе с тем мало кто берется предсказать, каким будет результат их совместной деятельности. По крайней мере в настоящий момент эксперты предсказывают одновременно возможность активизации дипломатии Вашингтона и возникновения бюрократических тяжб между ведомствами и даже между спецпосланниками, каждый из которых будет добиваться приоритетного внимания к его региону.