Газовое противостояние между Украиной и Россией затмило большинство иных событий, происходивших на прошедшей неделе на постсоветском пространстве. Между тем события и сопряженные с ними заявления были в известной степени любопытными.
Западная часть СНГ в лице Белоруссии и Молдавии тоже оказалась втянутой в газовый конфликт. Президент Белоруссии Александр Лукашенко попытался поймать рыбку в замутившейся воде, предложив построить новый газопровод. Естественно, через территорию своей страны. Впрочем, в мощном хоре «газовых» голосов предложение Лукашенко, похоже, затонуло. Молдавия, наравне с большинством европейских государств страдавшая от российско-украинского противостояния, заявила о желании присоединиться к газопроводу Nabucco. В отличие от минского этот возглас был услышан сторонниками альтернативного российскому газоснабжения Европы, и на картах проекта системы имени Навуходоносора появился новый пунктир – в направлении Кишинева.
На Южном Кавказе решались свои задачи. Послы Абхазии и Южной Осетии вручили президенту России Дмитрию Медведеву верительные грамоты – больше пока некому. Ереван и Баку закончили ничьей очередную пикировку по поводу переизбытка оружия. Вначале Азербайджан обвинил Армению в получении, а РФ – в предоставлении вооружений почти на 1 млн. долл. Москва и Ереван, опровергнув это обвинение, «вспомнили» о военном бюджете Азербайджана, который почти равен госбюджету Армении. Грузия, объявившая о выходе из СНГ и демонстрирующая полное равнодушие к делам Содружества, бдительно следит за тем, что происходит в землях, признание суверенитета которых Россией, собственно, и подвигло ее на разрыв с СНГ. Тбилиси обратил внимание мирового сообщества на «нелегальность первой серии почтовых марок независимой Абхазии». Непонятно только, почему серия, посвященная природе и видным деятелям Абхазии, названа первой? В середине 1990-х в свет выходили абхазские марки с изображением динозавров.
Внутри же самой Грузии продолжаются занимательные перегруппировки оппозиционных сил, готовящихся к отстранению от власти президента Михаила Саакашвили. Полный оппозиционный альянс, как было на излете 2006 года, на сей раз не складывается.
В оставшейся от тех времен Объединенной оппозиции Грузии (ООГ) из более десятка политических субъектов присутствует лишь три. Республиканцы, ратующие за парламентскую республику, объединились с «Новыми правыми» – сторонниками конституционной монархии, и ждут, чтобы их союз возглавил бывший посол в ООН Ираклий Аласания. Тот, однако, не спешит это делать и остается пока в США. Популярная Лейбористская партия, объявившая о недоверии всему политическому спектру, одновременно обратилась ко всем заключить пакт и совместными усилиями отправить Саакашвили в отставку. На призыв откликнулись партии, возглавляемые экс-спикером Нино Бурджанадзе и экс-премьером Зурабом Ногаидели, с которыми противники Саакашвили со стажем сотрудничать не собирались. Позже интегрировать силы согласились вроде бы и другие оппозиционеры.
Короче, в стране в очередной раз складывается чрезвычайно пестрое, а потому зыбкое оппозиционное объединение, жизнеспособность которого вызывает вопросы, так же как в Киргизии, не первый год оспаривающей у Грузии титул «легкой на подъем».
Здесь оппозиция в более тяжелом положении, чем в Грузии. Власти начали завинчивать гайки, арестовав несколько активистов. Тем же занялся и президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Но не в политическом, а в энергетическом направлении. Республика с наступлением зимы опять оказалась в тисках кризиса. А потому первыми полетели головы руководителей этого сектора.
Казахстан, складывается впечатление, начинает приходить в себя от ударов мирового кризиса, в одночасье подкосившего «казахстанское экономическое чудо», а Туркмения словно взяла передышку после прошлогодних демократических реформ, вызвавших неподдельный интерес Запада. И, наконец, Узбекистан готовится к начинающемуся на этой неделе визиту российского президента Дмитрия Медведева. Визит интересен не только Москве, Ташкенту и центральноазиатским соседям Узбекистана, но и всем ведущим игрокам региона тем, что может дать ответ на вопрос, что стоит за неожиданными политическими пируэтами президента Ислама Каримова. Напомним, что в конце прошлого года страна приостановила членство в ЕврАзЭС, а чуть позже появились сообщения об интенсификации военного сотрудничества Узбекистана и США.