Успеют ли реконструировать Большой зал консерватории к конкурсу имени Чайковского?
Фото с сайта www.mosconsv.ru
В начале минувшей недели Большой театр объявил об отмене второй оперной премьеры этого сезона – в последних числах апреля театр должен был выпустить оперу Верди «Отелло» в постановке французского режиссера Арно Бернара.
Формулировка – «в условиях экономического кризиса воплотить в жизнь идеи международной постановочной группы не представляется возможным». К тому же, как подчеркивается в официальном сообщении театра, спектакль предстоял сколь эффектный, столь и дорогостоящий. Как известно «НГ», смета «Отелло» зашкаливала, а говоря о предварительных декорациях, представители театра сомнительно покачивали головой (имея в виду художественную сторону). Но летом, естественно, никто не думал отменять спектакль, зимой – вопрос такой дорогой постановки оказался насущным. Театр отклонил вариант сценической версии (с элементами постановки) и сосредоточился на следующей в марте балетной премьере – балете «Коппелия» в постановке Сергея Вихарева.
Сам факт отмены премьеры в Большом театре симптоматичен (любопытно, что, выждав день-два, об отмене своей премьеры «в связи с сокращением финансирования» заявил еще один московский театр – драматический, имени Станиславского). Еще осенью один из видных представителей Министерства культуры в беседе с корреспондентом «НГ» говорил о том, что кризис культуры не коснется, зимой он же в своем новогоднем поздравлении пожелал своим «подопечным» быть, по возможности (!), счастливыми. Никакой радости нет ни в строках, ни между них – финансирование сокращается. Те, кто попал в разного рода программы государственной поддержки, свои дотации получат, все остальные на помощь рассчитывать вряд ли смогут.
Очевидно, что щедрая спонсорская помощь банков и крупных предприятий также будет сокращена до минимума. Что мы имеем? «Отелло», вероятно, первая ласточка. Правда, другие московские музыкальные театры большинство запланированных на этот сезон премьер выпустили. Концертная жизнь Московской филармонии продолжается без сбоев, и следующий крупный проект – приезд оркестра Баварского радио (намечен на март) – пока в силе. Хотя, конечно, ясно, что в искусстве во времена кризиса – как и во всех остальных сферах – выживет сильнейший. Быть может, кризис сработает и с положительной стороны – вопреки расхожему мнению «талантам надо помогать┘», бездарности отсеются. Какой здравомыслящий менеджер в условиях кризиса поставит на музыканта сомнительной одаренности?
Таким образом, в этом году мы вряд ли откроем для себя новые молодые имена – ведущие организации, раскручивающие молодых звезд, скорее всего сосредоточатся на уже имеющихся. Зато открылась новая концертная площадка – театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», он же – бывший Дворец культуры Московского электролампового завода – чистый образец советского дворцестроения с театральным залом с красными бархатными креслами, балконами и лоджиями. Аккурат 31 декабря зал успели «благословить» дирижер Теодор Курентзис и режиссер Дмитрий Черняков. Зал выживет, но скорее всего только благодаря арендам для неакадемических концертов или представлений, коими, кстати, приходится латать дырки в бюджете, и Дому музыки – сейчас, например, в Светлановском зале выступает Сергей Пенкин.
Кроме того, перед Министерством культуры стоит нелегкая задача: перенести запланированную на 2011 год сумму на ремонт Большого зала консерватории в бюджет 2010 года, так как дата проведения конкурса им. Чайковского утверждена – он пройдет в 2011 году.
Все аналитики предрекают положительную динамику интернет-бизнесу. Удивительно, но интернет-технологии напрямую коснулись и музыкальной жизни. Уже сейчас можно «посещать» концерты легендарного Берлинского филармонического оркестра. На сайте оркестра открыт цифровой концертный зал и организована прямая трансляция. Платная – по фиксированной цене – 9,90 евро. Сложно спрогнозировать, насколько эта услуга будет востребована (цифровой звук несравним с живым), но в условиях кризиса это, пожалуй, достойная альтернатива.
А организаторы концертов в целях уменьшения бюджета могут пойти на хитрость и пригласить исполнителей, которым не требуется гонорар. Например, включить в программу «Симфоническую поэму для 100 метрономов» Дьердя Лигети. Благо, современная музыка подобными находками изобилует. Правда, представление о сегодняшней композиторской культуре у слушателя сложится слишком однобокое.