Кондолиза Райс обеспечила Тбилиси партнерство с новой администрацией США.
Фото Reuters
В пятницу в Вашингтоне госсекретарь США Кондолиза Райс и глава МИД Грузии Григол Вашадзе подписали Хартию о стратегическом партнерстве между двумя странами. По сути документ является нормативным актом, официально подтверждающим, что США покровительствуют Грузии на мировой арене.
План сотрудничества расписан на шести страницах. В нем без расшифровок указаны направления, по которым Вашингтон берет обязательства по оказанию помощи южнокавказскому подопечному. Если вкратце, то опека обещана тотальная: от развития демократических институтов до укрепления обороноспособности с обещанием вступления Грузии в НАТО. В хартии подчеркивается приверженность США принципу территориальной целостности Грузии и обещается интенсивная помощь Вашингтона в восстановлении контактов грузинского общества с абхазским и южноосетинским. Под этим, очевидно, следует понимать реанимацию совместных двух- или многосторонних гуманитарных проектов через новые или восстановленные НПО путем обильного финансирования. Надо думать, что и прочие направления американо-грузинского партнерства будут базироваться на том же принципе американского финансирования, но скорее всего под более жестким контролем Вашингтона, чем было до последнего времени.
Что же касается ответных грузинских обязательств, то по хартии они фактически сводятся к безукоризненному развитию принципов демократии и построению демократического по американским критериям и лекалам государства. Но можно без особого риска предположить, что в обмен от Тбилиси может быть стребовано и немало других мелких услуг: кто платит, тот и заказывает музыку.
И грузинская оппозиция забила тревогу: Саакашвили привел страну к абсолютной зависимости от США. Особенно усердствует в этом Лейбористская партия, обвиняющая власти в намерениях разместить военные базы сроком на 90 лет. Причем бесплатно. В заявлении лейбористов говорится, что подписанием хартии руководство Грузии ставит крест на независимости страны, на возможной нормализации отношений с Россией, и содержится призыв к Вашингтону не превращать «Грузию и Кавказский регион в зону открытого военного противостояния мегагосударств».
Независимые эксперты к подписанному документу относятся более спокойно, считая, что он лишь констатирует общеизвестное и принципиально нового за отсутствием конкретики не содержит ничего, не считая расплывчатых формулировок о льготном режиме торговли. Что, впрочем, нуждается не то чтобы в дополнительных пояснениях, а в полноценных переговорах между соответствующими ведомствами двух стран и в случае их результативности – в подписании отдельного договора.
В противовес оппозиции власти появление хартии объявили колоссальным достижением, знаменующим новую эру в истории Грузии: американо-грузинские отношения достигли небывалых высот. Скользкие же параграфы документа они попытались обойти. Так, председатель парламента Давид Бакрадзе, назвав пункт о помощи США в вопросах повышения обороноспособности важнейшим в хартии, подчеркнул, что «это не предусматривает размещения на территории Грузии американских военных баз». Представитель Госдепа США Мэтью Брайза поддержал грузинского спикера, заявив, что «хартия направлена на поощрение Грузии к осуществлению реформ и укреплению партнерства и не направлена против России или какой-либо третьей стороны». Впрочем, с недавних пор этот американский чиновник, которого тбилисские острословы называют вашингтонским Воронцовым (императорский наместник на Кавказе в 1844–1854 годы), а саму хартию – «американским Георгиевским трактатом», стал приучать к тому, что его заявления чаще следует понимать с точностью до наоборот. Так это и на сей раз или иначе – станет известно скоро. Пока же ясно, что подписанная хартия свидетельствует о том, что августовская война в Южной Осетии на грузино-американские отношения серьезно не повлияла, и вестернизация Грузии благополучно продолжается.