Прошедшие праздники притушили дальневосточные митинговые страсти. Процессу тушения умело помогали право-охранительные органы. Избиений демонстрантов, правда, уже не наблюдалось. В ход пошли опробованные на маршах несогласных превентивные методы. В Находке, к примеру, организаторов акции вызвали «куда надо» аккурат на время мероприятия. И продержали в милиции ровно столько, сколько потребовалось для отмены протестного митинга. А в Петербурге, напротив, воспользовались случаем, чтобы отловить тех же самых несогласных. Лидера местного ОГФ Ольгу Курносову задержали прямо в кафе, куда она зашла погреться после митинга. Под сурдинку постращали и лимоновцев.
Между тем акции понемногу трансформируются, обретая политическое лицо. Иногда лиц оказывается несколько. До Нового года лидеры движения «Свобода выбора» упорно позиционировали свои мероприятия как чисто экономические, открещиваясь от политических партий – несмотря на антиправительственные лозунги участников. В январе связь с политикой проявилась более четко. Первыми откликнулись на нужды народа коммунисты, ОГФ Гарри Каспарова и лимоновцы. Однако и сегодня протестантов публично (то есть своим участием) не поддерживают ни яблочники, ни эсэры, ни «новые правые» Гозмана–Бовта–Титова. Последние ведут с автомобилистами какие-то тайные переговоры, а поддержку выражают с помощью пресс-релизов, малодоступных широкой публике в силу виртуального пока еще существования «Правого дела».
Однако граждане не собираются ждать пробуждения ведущих демократических сил страны и самостоятельно бросаются в бой. В субботу несанкционированный митинг жителей поселка Матырский Липецкой области против загрязнения воздуха построенным здесь стекольным заводом закончился потасовкой с милиционерами. Больше тысячи человек, потрясая плакатами «Из-за нового завода нам нечем дышать!», «Переселяйте нас или закрывайте завод!», перекрыли железнодорожные пути, что проходят рядом с поселком. Машинисты останавливали составы, чтобы не задавить людей. Для урегулирования конфликта на место действия отправили омоновцев. Однако, когда милиционеры попытались разогнать толпу, люди кинулись в драку. Первыми бросились на блюстителей порядка женщины. Омоновцы едва успевали уворачиваться от их кулаков. Через час напряженных переговоров народ освободил пути, и поезда продолжили движение.
Участие милиции в разгоне протестантов становится все более раздражающим фактором для политиков. Решение проблемы оказалось весьма остроумным: в Думу внесен законопроект, регламентирующий деятельность народных дружинников. Попрактиковавшись на пьяницах и дебоширах, активисты вполне могут в будущем составить компанию милиционерам. Уже сегодня, кстати, их нерегламентированные пока собратья дежурят в оцеплении на митингах оппозиции.
Впрочем, все эти проявления мелкой турбулентности никак не проявляются в информационной картине дня на отечественных экранах, а потому их можно как бы и не замечать. Другое дело – расторможенные зарубежные СМИ, чья трактовка некоторых последних событий потребовала на этой неделе серьезной корректировки со стороны российского руководства. Премьер Владимир Путин на пресс-конференции для западной прессы нежничать с журналистами не стал, прямо заявив: «Я смотрю и западноевропейские СМИ, и североамериканские. Вы меня извините, но я там не вижу объективной оценки событий». И добавил: «Я просто убежден, что все сидящие за столом прекрасно понимают, что я говорю. Что вы напишете, я не знаю, и какие там будут указания начальства. Судя по всему, они есть какие-то – «Россия прекратила поставки».
Надо заметить, что именно газовый кризис стал истинным героем новогодних политических каникул. А российский премьер – подлинным героем дня. Результат: глава «Единой России» к моменту выхода граждан на работу подготовил стране подарок – победительное урегулирование конфликта.