Решение правительства повысить ввозные пошлины на иномарки на прошедшей неделе очень быстро стало политическим. Вчера в 30 городах страны состоялись выступления автомобилистов – как автовладельцев, так и занятых в этом бизнесе граждан. Накал борьбы таков, что грозит перекрыть масштабные акции знаменитых «пенсионерских бунтов» четырехлетней давности по поводу закона 122, заменившего льготы выплатами. Заметны, однако, три важных отличия ситуации нынешней от событий января 2005 года.
Во-первых, сегодня на власть ополчились не пенсионеры, волей которых легко было пренебречь. Сегодня бунтует средний класс – спустя совсем немного времени после того, как первый заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков назвал его «новым гегемоном».
Самое важное с политической точки зрения отличие нынешней ситуации – позиция власти. Она стала гораздо более жесткой. Думается, до крайностей не дойдет, хотя в субботу прошло сообщение – во Владивостоке омоновцами избиты люди. Но даже если противостояние ограничится пикетами, недовольство не исчезнет. «Новый гегемон» должен содержать семью, учить детей, лечить родителей. Непонимание сторон в этом конфликте углубляет кризис доверия власти.
Последняя аккурат на прошедшей неделе готовилась решить эту проблему – принудительным путем, традиционно ужесточив законодательство. Совет Федерации поставил точку в дискуссии о сфере применения суда присяжных. Опасаясь массовых беспорядков, власть готовится судить их организаторов без участия коллегии заседателей.
Конечно, можно попытаться убедить граждан кулаком. Но история показывает, что правильные экономические меры не в пример результативнее.
Если, конечно, довести их до логического конца. На прошедшей же неделе было принято после многих споров антикоррупционное законодательство, важной частью которого стала обязанность чиновников декларировать доходы не только свои, но также жен и несовершеннолетних детей. Поначалу в среде госслужащих воцарилась паника. До Нового года – всего ничего, переписывать имущество на дальних родственников некогда. Парламент, однако, не остался глух к голосам страждущих и перенес на год семейное декларирование. Впрочем, много ли мы знаем процессов с участием недобросовестных декларантов?
В стороне от массовых волнений по поводу новых пошлин развивалась партийно-политическая и профсоюзная деятельность.
Безработица, только зарегистрированная, по словам замминистра регионального развития Максима Топилина, достигнет в начале года полутора миллионов человек. Четкого плана, что делать с массой уволенного люда, нет ни у кого. Партия власти ответила на кризис аморфными рассуждениями насчет общественных дорожных работ, правительство – незначительным повышением пособий по безработице, Федерация независимых профсоюзов – засекречиванием данных об увольнениях и сокращении числа рабочих мест. На этом фоне трогательную активность проявили «белые воротнички», в конце недели образовавшие свой профсоюз. Правда, родилось это странное дитя в недрах партии власти. И поэтому в силу происхождения баловаться протестными акциями не станет. Конечно, единороссы с удовольствием приватизировали бы и профсоюз челябинских металлургов, к примеру, но там мужики настолько суровые, что...
Кризис – время перемен. Востребованы властью становятся вдруг не только «белые воротнички», но и оставшиеся на улице партийные лидеры. На прошлой неделе губернатором Кировской области стал Никита Белых. Кажется, власти стоило предоставить ему этот пост ради одного только удовольствия понаблюдать за изменением риторики прежнего оппозиционера. Скрепя сердце и стиснув зубы, местная «Единая Россия» проголосовала за бывшего политического врага.
Между тем «Правое дело» продолжает свой трудный путь во власть. Сегодня триединому руководству этой структуры не до публичных акций: пора собирать друзей. И не беда, что новые партнеры давно уже в союзниках у политического конкурента. И «Опора России», и РСПП охотно пошли по второму кругу...