«Довольно длительным турне» назвал российский президент Дмитрий Медведев свою только что завершившуюся поездку по странам Латинской Америки. Она действительно была долгой – началась в предыдущий уик-энд с участия в саммите АТЭС в столице Перу Лиме и переросла в серию визитов.
Перу, Венесуэла, Бразилия и Куба. Четыре неодинаковые страны. И неодинакова предыстория их отношений с Россией. И в каждой – свой интерес к отношениям со столь географически далеким государством, как Россия.
Если искать общий знаменатель этих связей, то он ныне находится в торгово-экономической области. И в ходе нынешнего визита в этой сфере достигнуто больше всего договоренностей, заключено больше всего контрактов. Прежде всего они касаются нефтегазовой отрасли и в целом энергетики. Наиболее продвинутый характер имеют договоренности с Венесуэлой, где российский «Газпром» и государственная компания «Петролео де Венесуэла» займутся совместным изучением блока «Айякучо-3» на нефтеносном поясе Ориноко.
С Венесуэлой же подписано соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Россия окажет содействие в строительстве атомного реактора. С Кубой договорились по вопросам поисков нефти и производства никеля.
С руководством латиноамериканского экономического гиганта – Бразилии были намечены пути формирования технологического альянса. Прежде всего речь идет о сотрудничестве в области использования ИТ-технологий, а также в освоении космоса, развитии телекоммуникаций, развитии энергетики. Бразильцы согласились использовать российскую Глобальную навигационную спутниковую систему (ГЛОНАСС).
Еще одна область – «военка». В эти дни в Венесуэле находился отряд российских военных кораблей, прибывших для участия в совместных маневрах. Но в остальном речь шла о военно-технических связях, то есть о продаже и обслуживании военной техники и вооружений. В Перу будет создан техцентр по обслуживанию и капитальному ремонту российских вертолетов. С Бразилией заключено соглашение о военно-техническом сотрудничестве, россияне будут допущены к тендеру по закупке партии вертолетов. С Венесуэлой согласились продолжить налаженное взаимодействие.
Некоторые договоренности вроде намерения России и Венесуэлы использовать для взаимных расчетов собственные валюты и даже создать для этого их резервы, казалось бы, имеют местное значение, однако они отражают весьма перспективные подходы в деле международных финансовых расчетов.
Наконец, с Бразилией достигнута договоренность о проведении в будущем году в России саммита БРИК – четырех стран (Бразилия, Россия, Индия и Китай), которые во многом определяют тенденции мирового развития.
Медведев и руководители принимавших его стран использовали в оценке двусторонних отношений термин «стратегическое партнерство», а президент Венесуэлы Уго Чавес даже назвал Россию «стратегическим союзником».
«Россия вернулась в Латинскую Америку» – этот распространенный комментарий явно не дотягивает до всесторонней оценки этих четырех визитов. Такого масштаба отношений со странами региона у нашей страны еще не было. «Латинская Америка большая, и мы здесь на самом деле никогда серьезно не присутствовали», – заявил Медведев в Гаване.
Подводя итоги турне, президент РФ особо выделил его геополитическое значение. «Мы в какой-то степени сейчас начинаем полноценные, полноформатные и взаимовыгодные взаимодействия с партнерами в Латинской Америке. Здесь нечего стесняться и бояться конкуренции. Надо смело ввязываться в драку», – сказал глава государства. Под «дракой» он, очевидно, подразумевал конкуренцию – в Латинской Америке и на Карибах традиционно присутствуют США, заметно влияние европейских держав, а ныне еще и Китая. Присутствие в этом регионе России – новая геополитическая реальность, свидетельство ее глобальных интересов.