На минувшей неделе завершилось наконец празднование 100-летия российского кино. Напомним, что осенью 1908 года на экранах появился первый русский фильм «Понизовая вольница» – и начался отсчет истории отечественного кино.
Хотелось бы надеяться, что с налетевшим кризисом он не закончится. Тем более что руководители российского кино настроены даже более оптимистично, нежели в спокойные времена. Председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков и заместитель министра культуры РФ Александр Голутва, выступившие на собрании по поводу 100-летия российского кино, например, считают, что ничего серьезного отрасли не грозит. Голутва обещает рост кассовых сборов на 30%, количества кинозалов – на 20.
Другой вопрос (о чем, правда, не стал говорить Александр Алексеевич) – что в этих построенных кинозалах будут показывать, за счет чего и кого они будут выживать и выживут ли вообще, за счет чего вырастут кассовые сборы. Конечно, если рассматривать кинематограф как отрасль, тогда, вероятно, и, правда ничего устрашающего с ней не произойдет. Тем более что уменьшать бюджетное финансирование кинематографа государство не намерено. Однако кризис еще только начинается, и насколько государство потянет кинематограф, остается только предполагать.
Оптимизм киноначальников всякому здравомыслящему человеку передается с трудом. Ну разумеется, кино не умрет. Если за 100 лет не умерло, то с чего бы сейчас? То, что государство не бросит, – и хорошо, и плохо. Даже страшно представить себе российский кинематограф, целиком живущий на содержании у государства. Государственные художественные вкусы слишком хорошо известны, так же как и его бульдожья хватка, так что обольщаться на счет качества самой юной музы в ближайшем будущем вряд ли стоит.
Впрочем, на то они и государственные мужи, чтобы держать марку державы даже тогда, когда и марка сильно упала в цене, и держава лапу сосет. А способность нашей интеллигенции подставлять плечо и прочие места под обмякшее державное тело всегда впечатляла. Вот уже и без штанов скоро останемся, а все твердим – спасибо, родные, хорошо-то как!
По мнению Никиты Михалкова, «самое оптимистичное для нас, что эта тяжелая волна, которая сегодня накрывает кино, смоет то, что недостойно». Сказано хорошо. Почти как Скалозуб про Москву – «по моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью». В очищающем огне кризиса сгорит всяческая скверна, кинематограф наш испытает многократный катарсис, в искусстве останутся лишь самые профессиональные. «Это ударит по всему, но я думаю, что здесь должны выжить самые способные и имеющие право заниматься этим делом, хотя довольно много уйдет», – обнадежил председатель Союза кинематографистов РФ.
С каких это пор экономические потрясения выявляли и оставляли жить достойных и имеющих право? В первую очередь гибнут и исчезают не дилетанты и «недостойные» (интересно, кто будет делить на «достойных» и «недостойных»?), а не приспособившиеся к новым жестким условиям. И среди них, тех, кто не умеет правильно добывать деньги и дружить с сильными мира сего, окажется много талантливых и профессиональных. «Утомленным солнцем-2» не грозит ни кризис, ни цунами, ни ядерная война. За сериалы тоже можно особо не волноваться – хотя многие проекты заморожены, в заначке у каналов еще много готовых телевизионных долгоиграющих опусов ждут своей очереди. Зато вряд ли выживут некоммерческие проекты, лопнут недорогие артхаусные начинания. Огромное количество профессионалов останутся без работы – от актеров до монтажеров. В 90-е годы мы уже имели счастье видеть, чем чреваты для культуры страны такие моменты, когда из искусства было смыто целое поколение. Кризис – это вам не клизма, он и достойное запросто вычистит. Только радоваться этому вряд ли стоит.