Парад на Красной площади стал апофеозом праздничной семидневки.
Фото Reuters
Прошедшая неделя получилась по-настоящему торжественной. Началась она официальным выходным – Днем народного единства, а закончилась неофициально отмеченной годовщиной Октябрьской революции. В межпраздничный период президент объявил о своем возросшем уважении к парламентаризму, в то время как адресаты его Послания расписались в полном пропрезидентском консенсусе. Так что массовыми мероприятиями прошлой недели можно признать не только русские или революционные марши. Но и, например, мощную волну одобрения «демократических» тезисов Послания президента всеми партиями страны или, скажем, стопроцентное голосование в Госдуме за антикоррупционный пакет.
Новый праздник – День народного единства – на глазах укореняется в сознании россиян. И если с содержанием этого красного дня календаря пока не все еще окончательно ясно, то форма его проведения, кажется, сложилась. В этот день националистические движения как бы делают попытку показать свою силу, а власть им по традиции как бы противостоит. Правда, первоначальный ажиотаж по поводу русских маршей, которые якобы могут разрушить политическую стабильность, несколько спал. И чем дальше от Москвы и Петербурга заказываются подобные мероприятия, тем чаще они получают официальное разрешение от властей. Более того, в этот раз на националистическую поляну были выпущены представители прокремлевских молодежных движений. То есть, судя по всему, властями признано, что раз в году покричать в пользу угнетенных русских может быть даже полезно.
В столицах 4 ноября – это по-прежнему полномасштабные ОМОН-шоу, радующие душу многочисленных туристов. В этом году они прошли на высочайшем уровне: ни один националист куда не надо не пролез. При этом и протестанты в обиде не остались: особо их не били, задержанных потом отпускали и тяжелых правовых последствий им не обещали. Недаром же на сайтах организаторов русского марша вечером 4 ноября появились заявления, что победа одержана и все задуманное удалось. Со своей стороны власть тоже объявила о победе. Таким образом, получился настоящий праздник единства всех противостоящих сторон.
Тенденцию 5 ноября продолжил Дмитрий Медведев. В Послании он предложил поставить парламент и партии (и, конечно, президента) гораздо выше исполнительной власти. Интересно, кстати, что сама она энергично рукоплескала этой задумке главы государства. Впрочем, ничего удивительного нет: ее руководителю – премьеру Владимиру Путину – инициативы президента должны нравиться как никому другому. Ведь одновременно он руководит ведущей партией страны, которой как раз и достанутся все дивиденды от объявленной кампании по усилению парламентаризма и укреплению гражданского общества. Поэтому не случайно в конце прошлой недели лидер «Единой России» собрал ее высших функционеров и объявил: новую программу на предстоящем съезде принимать не надо, а поддержать президентские новации – надо обязательно.
Впрочем, нашим партийцам, пусть и не состоящим в рядах ЕР, ничего объяснять и не требуется. Они и так всегда готовы к консенсусу с Кремлем. Правда, на прошедшей неделе его оказалось чересчур много. Сначала – безоговорочная поддержка президентского Послания, а затем стопроцентное голосование в Думе за пакет антикоррупционных законопроектов. При этом документы подверглись критике даже со стороны единороссов. Оппозиция же потребовала увеличить количество чиновничьих родственников, которые будут обязаны декларировать свои доходы. Но с президентской стороны прозвучал отказ – мол, госаппарат тогда захлебнется в проверках. Тем не менее 450 депутатов, то есть все без исключения, пакет поддержали.
Закончилась неделя прямо-таки апофеозом народного единства. В Москве 7 ноября ностальгирующим по прежнему красному статусу этого дня была предоставлена возможность или радоваться на Красной площади костюмированному параду, или прогуляться вечерком по Тверской вместе с коммунистами. И в отличие от 4 ноября никто в этот день об автомобильных пробках не вспоминал, хотя это и была пятница.