0
877
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

06.10.2008 00:00:00

В культуре: Ритуальные услуги Первого канала

Екатерина Барабаш

Об авторе: Екатерина Барабаш - обозреватель отдела культуры "НГ".

Тэги: тв, фильм, первый канал


На минувшей неделе Первый канал закончил показывать 8-серийный фильм «Галина» о Галине Леонидовне Брежневой. Разумеется, покойной. К покойным сейчас вообще на телевидении, а на Первом особенно, интерес повышенный.

Перед началом показа выступил продюсер сериала Алексей Пиманов, рассказавший о том, насколько интересна и поучительна судьба Галины Леонидовны и как им, авторам фильма, хотелось посмотреть на нее, на Галину-то, как на незаурядную и несчастную женщину, ставшую заложницей папиного могущества и гнилости системы. «Осколки ослепительной судьбы» – кричал анонс, предлагая нам историю кремлевской принцессы, умершей в психиатрической лечебнице 10 лет назад. Что было в той судьбе ослепительного, кроме брызг шампанского, знают, вероятно, только на Первом канале.

Недавно ушедшие правители и их семьи – самая благодатная тема для такого рода опуса. С одной стороны, если кто из родственников и возвысит голос, его благополучно заткнут – прошли ваши времена, уважаемая семья тирана. С другой – интерес к их жизни еще свеж, особенно у старшего поколения. Ну, а Галина Брежнева и правда давала столько поводов для пересудов и возмущений, что глупо было бы не отыграться, когда ее не стало.

Не нам судить ее. Ее жизнь – это ее жизнь, хотя почему сейчас мы должны плакать над ее судьбой – не совсем ясно. Она хотя бы спивалась хорошими напитками, под хорошую закуску и в окружении преданных лизоблюдов. Другие тем временем спивались дешевым портвейном без закуски вообще.

Кому-то хочется искать драматических противоречий в этой судьбе – пожалуйста. Кому-то хочется всплеснуть руками и воскликнуть: «Ах, в какой же прогнившей системе мы жили!» – милости просим. Зачем для этого забивать прайм-тайм самого широкоохватного телеканала в течение восьми дней – непонятно. Да еще в том скверном исполнении, какое нам было предложено.

Перед нами бродят ряженые, словно вышедшие из программы «Куклы». Дух эпохи сводится к карикатурным бровям Брежнева. Людмила Нильская старается изобразить интересную яркую натуру, не справившуюся с обстоятельствами. Но мы не увидели ни натуры, ни обстоятельств. Кривая череда неудачных романов – еще не показатель изломанной судьбы, а бесконечная пьянка – еще не свидетельство яркости натуры.

Сценарий, кажется, не писали вовсе, просто нанизали эпизоды один банальнее другого на один шампур – и ешьте, дорогие зрители. Всякие соусные излишества в виде сценария, режиссуры, приличной актерской игры ни к чему, тут вам не какой-нибудь, прости Господи, артхаус. Лет 20 назад, в разгар перестройки, такие наспех сляпанные фильмы о вчерашних власть имущих считались разоблачительными, и вся страна упоенно обсуждала ставшие – ура! – доступными факты личной жизни публичных людей.

За 20 лет, согласитесь, многое изменилось. Постельные тайны дочери генсека уже мало кого интересуют, а придавать им назидательный поучительный смысл – все равно что пытаться вывести мораль из порнофильма: «Какая отвратительная неприкрытая циничная бездуховная нагота!» И с отвращением смотреть дальше.

Злорадство слабаков, имеющих возможность высказаться, – страшноватая штука. Многочисленные телеразоблачители прошлого толпятся в очереди к кормушкам, чтобы, придумав благой повод, изобразить озабоченность духовным состоянием общества. Однако некрофилия – не лучший для этого способ. Если, конечно, другими владеешь.

А Первому каналу, наверное, надо уже свои прайм-таймовые программы печатать в черной рамке. Скоро не останется почивших артистов, чьи последние 24 часа жизни здесь не исследовали бы. Уже разобрались, что там делали в последние сутки своей жизни Георгий Юматов и Анатолий Ромашин, Виталий Соломин и Михаил Евдокимов, Леонид Филатов и Андрей Ростоцкий, Нонна Мордюкова и Зиновий Гердт. Со всеми тут разбираются обстоятельно, со вкусом, с подобающими метафорами и прочими художественными виньетками. Анатолий Ромашин, о последних 24 часах которого нам поведали тоже на минувшей неделе, погиб под упавшим деревом, поэтому на протяжении всей передачи о нем на экране то и дело кружатся в тревожном вальсе деревья, деревья, деревья┘ Молодцы, здорово обыграли. Леонид Быков разбился в автокатастрофе, значит, на первом плане у нас машина. Свежо. Лариса Шепитько – тоже. Далеко ходить не надо – тоже получайте машину в кадре. И заметьте – все как один надорвались на работе, поэтому умерли рано и неожиданно.

Но особенно интересны, конечно же, те, у кого были проблемы с алкоголем. Великий человек должен иметь великие недостатки. Лучше всего – пьянство, но подойдет и неразборчивость в половых связях, на худой конец – просто дурной характер. В результате герои этих мемориально-развеселых программ мало чем отличаются друг от друга – в их судьбах есть общая главная составляющая: стакан и женщины (у женщины соответственно мужчины). Творчество через эту призму смотрится туманно, зато мы теперь точно знаем, как менялся характер у Андрея Краско, когда он напивался, какую роль сыграла водка в жизни Юматова, что творил (нет, не в смысле творчества) пьяный Высоцкий и кто был в неудачных мужьях у Мордюковой.

Все чаще слово «ящик», которым давно нарекли телевизор, хочется использовать в другом, тоже привычном для него контексте. Только кто бы гвоздями его заколотил понадежнее?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
525
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2249
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1479
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1105

Другие новости