Прошедшая неделя показала: партийная жизнь становится все более ритуальной. Под Самарой, на Волжском утесе, премьер Владимир Путин встретился с единороссами. Однако торжественность события не смогла заслонить отсутствия публичной содержательной дискуссии. Региональным единороссам продемонстрировали – лидер о них помнит. Однако самые важные моменты обговаривались кулуарно. Среди этих вопросов обсуждалась политика по оздоровлению партийных рядов. Путин подчеркнул: для местных отделений выборы 12 октября станут проверкой на зрелость. Тем, кто ее не выдержит, видимо, придется расстаться с партбилетом.
Однако здесь есть непреодолимое препятствие: отсутствие дисциплины на местах, которым так недовольно центральное руководство, объясняется вовсе не плохими качествами характера региональных лидеров. Просто в отсутствие политической конкуренции со стороны других партий в рядах единороссов нарастает разброд. Нет внешней угрозы – и структура становится рыхлой, появляется много претендентов на лидерство. «Единая Россия» становится жертвой собственного политического превосходства, в значительной степени искусственного. Партия так и не смогла пока конвертировать мощную поддержку своего лидера в личные преимущества, оставаясь во многом такой же аморфной структурой, как и два года назад. Очевидно, Путина беспокоит именно это обстоятельство, и самарская встреча должна была подтолкнуть его соратников к подлинной перестройке рядов.
Между тем в конце недели произошло действительно важное событие. Из «Союза правых сил» вышел Никита Белых, под руководством которого партия год назад резко сменила курс, сильно отклонившись влево. Одновременно к СПС потянулись «Гражданская сила» и Демпартия, чтобы в ближайшем будущем, подобно Фениксу, возродиться из пепла в едином организме. По части ритуала СПС пока уступает «Единой России». Но быстро учится. Например, практике закрытых брифингов. Правда, первый блин получился комом: руководители партии собрали в пятницу два десятка журналистов, все им рассказали про рекомендации Кремля перестроиться, а потом назвали эту информацию эксклюзивом и попросили не упоминать выступающих. Вроде бы говорили некие источники. Озадаченные журналисты долго ломали головы, не понимая, чего от них хотят собеседники.
Объединение трех партий – тоже своеобразный ритуал. Возможно, вскоре будет изобретено подходящее название для новой структуры: что-нибудь вроде Союза гражданских демократов или Демократического союза подсолнухов. Видимо, новую эмблему поручат изобразить Андрею Богданову и его опыт главного масона страны поможет найти нужный символ. Вероятно, это будет недремлющее око на фоне семечек в обрамлении желтых лепестков.
Совсем немного времени осталось до 3 декабря. Не успевшим слиться и обновиться придут счета за агитацию на прошлой кампании. И Чуров уже грозит пальчиком. Возможно, в новый, 2009 год Россия войдет уже не четырнадцати-, а пятипартийной. Впрочем, вряд ли граждане это заметят.