Минувшая неделя войдет в историю благодаря сразу трем выставкам Ильи и Эмилии Кабаковых. Пара самых знаменитых в мире представителей московского концептуализма, агрессивных порою в ответах (скажем, когда я к ним пришел, они резко оборвали вопрос, касавшийся высокобюджетности их нынешних московских проектов), тем не менее перекрыли не только все возможные художественные, но и прежние наши представления о цене выставок. Кажется, с Кабаковыми долго еще никто не сравнится. Ирина Антонова, правда, обещала к «Декабрьским вечерам» Тернера, очень дорогого...
Еще прошедшую неделю отдельно отметят за то, что открылся «Гараж». Еврейский музей никто не попрекнул, но вовсе не заметить этого было бы странно: не имея возможности открыть экспозицию в переданном им конструктивистском пространстве, владельцы решили пустить пока «переночевать» пропагандистов современного искусства, внешне национально не детерминированного.
Еще начался фестиваль «Новая драма». А в Театр.doc, никого не предупредив, приехала Людмила Швецова, вице-мэр Москвы. В театр, который обитает в подвале, не государственный и не городской. Три человека скидываются раз в несколько месяцев и продлевают таким образом жизнь этой альтернативной сцены...
Но я хочу сказать о другом событии, может быть, не менее значительном. На Беговой в среду открылась новая площадка Центра драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина, напомнив первые и чрезвычайно плодотворные сезоны странного театра. Странного – потому что вначале он не имел ни статуса официального, ни стабильного финансирования. Появлялись деньги – их довольно сложно Казанцев перераспределял, напоминая тем, кто читал или слышал об этом, первые годы «Современника», где зарплата актеров складывалась в общий котел и перераспределялась соответственно с художественными и этическими требованиями молодых актеров. В итоге хватало всем. Здесь впервые оказалось возможно поставить, например, Василия Сигарева, его страшную пьесу о подростках, пропадающих ни за что в глуши, которая никогда не будет замечена с высоты теленовостей... Михаил Угаров, братья Пресняковы, Кирилл Серебренников, Владимир Панков, Максим Курочкин... Чьи-то пьесы здесь впервые поставили, кто-то впервые здесь появился как режиссер. Если б не было ЦДР, не было бы и Театра.doc, который альтернативной судьбой отчасти повторяет старшего друга-товарища.
Ровно год назад не стало Казанцева, но на открытии вновь проявился идеализм и самого ЦДР, а может, и театра вообще: на верхней галерее поставили экран и завели речь Казанцева, произнесенную пять лет назад. И на десять минут он вернулся и был с теми, кто пришел на Беговую, чтобы отпраздновать появление собственной площадки. Официальных лиц не было: кажется, по документам эта площадка работает уже год или полтора. Но публика впервые пришла на прошлой неделе. Играли спектакль «Москва – открытый город». Начали в девять: по традиции эту работу, в которую включены несколько коротких пьес в постановке разных режиссеров, играют поздно, когда актеры успевают отыграть свои роли в других театрах. Так сделали и теперь. Это в политике можно пренебрегать тем, что сделано было до тебя, и добиваться успехов. А театр если чем и жив, то традицией. Иначе нельзя, особенно при переезде с места на место.