Сегодня исполняется ровно месяц со дня развязывания Грузией военной операции против Южной Осетии под предлогом так называемого «восстановления конституционного строя».
Накануне своеобразной даты главы стран – участниц Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ на своем совете в Москве наконец-то сформулировали оценку, осуждающую Грузию и поддерживающую Россию. Теперь-то и министры обороны, входящие в состав ОДКБ, имеют возможность четко обозначить собственную «однозначную позицию». Тремя неделями ранее при обсуждении абхазо-югоосетинского вопроса они лишь опускали глаза и проговаривали что-то невнятное. Теперь ОДКБ полностью на стороне Москвы. Однако российской элите, видимо, пришлось пойти на определенный компромисс с коллегами из ОДКБ. Сергей Лавров был вынужден признать, что вопрос о включении Сухума и Цхинвала в военный союз СНГ не стоит на повестке дня. Мол, прежде необходимо признание Южной Осетии и Абхазии со стороны членов ОДКБ.
Другими словами, трещину в ОДКБ, образованную грузино-российской войной, удалось задраить с внешней стороны. Но пока страны – участницы Договора не признают Абхазию и Южную Осетию на государственном уровне, говорить о «цементирующем единстве» членов военного блока не приходится. Внутри военной организации трещины-противоречия сохраняются, то есть законсервированы.
Непосредственно в Вооруженных силах РФ началось осмысление уроков войны и поиск виновных.
Начальник главного управления боевой подготовки ВС РФ Владимир Шаманов заявил, что Генштаб при подведении итогов боевой учебы за 2008 год тщательно и всесторонне проанализирует итоги операции по принуждению Грузии к миру. По его словам, определенные недочеты в ходе боевых действий на Кавказе были, проводится их тщательный анализ.
Тем не менее оргвыводы уже делаются. Как стало известно из источников Минобороны, заслуживающих доверия, два высокопоставленных лица лишены своих постов. Один из них – советник по информации министра обороны, временно исполняющий должность (ВРИД) начальника Управления информации и общественных связей министерства Ильшат Байчурин, другой приближенный министра – Леонид Сорокко, ответственный за строительство в Вооруженных силах.
Вердикт прозрачен – неудовлетворительная работа в ходе военных действий по двум направлениям – информационному и инженерного обеспечения миротворцев. Примечательно другое. Если ранее Анатолий Сердюков «зачищал» высокопоставленную команду, доставшуюся в наследство от предыдущего министра обороны, то сегодня «прореживает» тех, кого привел с собой. Налицо косвенное признание провала тех участков работы, которые были на него возложены как на министра обороны.
Ильшат Байчурин в прошлом занимался пиаром Федеральной налоговой службы. Служил Сердюкову верой и правдой. В частности, руководил информационной кампанией по низвержению начальника Генерального штаба генерала армии Юрия Балуевского. К дням войны с Грузией привел информационную службу Минобороны во всеНЕоружии. Оказался ликвидирован мобильный пресс-центр, сотрудники которого по первому сигналу в считаные минуты готовы были выехать на поля сражений. Исчезла из Управления информации Минобороны группа по работе с иностранными журналистами. Из 12 человек организационного ядра Управления информации за короткий срок были вынуждены уйти восемь высококвалифицированных специалистов. Они нашли себя в других достойных местах работы. А информационный фронт Минобороны в дни войны тем самым был оголен. И серьезно оголен. Об этом писали даже ленивые.
Леонида Сорокко, как утверждает источник, Сердюков взял из питерского строительного бизнеса. Оборудованием боевых позиций он явно не смог овладеть к дням войны с Грузией. Потери российских миротворцев оказались более чем высокими.
В эти дни Главная военная прокуратура вынесла свое заключение по фактам привлечения призывников в боевых порядках войск. Минобороны получило лишь... прокурорское представление. Нашлись правовые документы, позволяющие по сути дела игнорировать публичные заверения-запреты высших государственных иерархов об использовании солдат-срочников в горячих точках. Виновных нет, так как ошибка оказалась системной. Но о системности ни слова. Ни полслова. Значит, ошибки будут повторяться и дальше.