Наиболее тревожной новостью для российской экономики стали обнародованные в среду Росстатом данные о резком падении темпов промышленного роста. В июне производство увеличилось всего на 0,9% по сравнению с июнем прошлого года, в то время как в июне 2007 года аналогичный показатель был на порядок выше – 9,6%. Замедление темпов роста отмечено и в обрабатывающих, и в добывающих отраслях, во многих из них вообще в июне было произведено меньше продукции, чем годом ранее. Есть несколько объяснений такому неприятному факту. Оптимисты поспешили свалить всю вину за фактическую остановку промышленности в развитии на чемпионат Европы по футболу, под который многие россияне взяли отпуска, а те, кто продолжал работать – делали это спустя рукава, сказывался недосып от ночных футбольных бдений у телеэкрана и общий эмоциональный фон, отодвинувший работу на задний план.
Многие СМИ поспешили вынести в заголовки эту простую и красивую трактовку. В то же время большая часть экспертов посчитали такое толкование легковесным. В качестве основных причин июньского снижения темпов промышленного роста они называют эффект высокой базы, падение темпов инвестирования и обесценивающие инвестиции высокую инфляцию. Разогнавшаяся до 13–15% в годовом исчислении, инфляция в сочетании с ужесточением условий кредитования из-за вызванных мировым финансовым кризисом проблем снизила возможности предприятий для модернизации и развития производства. При этом пока большая часть экспертов не видят трагедии в плачевных показателях июня. Несмотря на то что столь плохой месячной динамики не было с 2002 года, судить по одному неудачному месяцу о предстагнационном состоянии экономики нельзя. Все-таки результаты первого полугодия – рост промпроизводства на 5,8% – отнюдь не плохи, и в ближайшее время помесячные показатели роста промышленности могут вернуться к прежним рубежам. В то же время из-под действия разрушительных последствий слишком быстрого роста цен промышленность вряд ли скоро выйдет.
В отличие от США, Европы и Японии низкие темпы роста промышленного производства у нас очень слабо влияют на показатели фондового рынка. Плохая статистика по стране почти не сказалась на динамике курсов акций ведущих компаний. Первую половину недели они плавно снижались, зато во вторую половину дня среды и в четверг выстрелили вверх. Многие бумаги подорожали на 5–7%. Сигналом послужили решение рейтингового агентства Moodys повысить на одну ступеньку кредитный рейтинг страны и резкий рост в среду – на 2,5% – американского фондового индекса Dow Jones. Однако в пятницу рынок переоценил динамику американских и европейских индексов. Росли-то они во многом благодаря падению котировок на нефть – основной наряду с газом и металлами экспортный ресурс России. За неделю нефть подешевела на 11%. В результате в пятницу российские биржевые индексы впервые за полгода упали почти на 4%, и добывающий сектор был в лидерах падения. Биржевые спекулянты боятся, что в ближайшие месяцы пузырь нефтяных цен, выросший за полгода в полтора раза, лопнет и утянет за собой российские фондовые рынки на новые низины.