На минувшей неделе было объявлено об окончании строительства и скором открытии в Санкт-Петербурге первой очереди частной киностудии Russian World Studios (RWS). RWS – первая крупная частная киностудия в России. Киностудия имеет шесть современных съемочных павильонов, оборудованных новейшей техникой. На строительство первой очереди потрачено 100 млн. долл. Второй и третьей очередей планируется потратить 150 млн. долл., которые, по словам компании-инвестора, окупятся в течение семи лет. Уже назначен генеральный директор студии – им стал кинорежиссер Дмитрий Месхиев.
Планы у инвесторов, судя по всему, грандиозные. На первых порах планируется расширять производство в сторону Балтии, а также Индии и Китая. Новую студию уже нарекли «Русским Голливудом».
Создатели киностудии уверяют, что съемки на RWS будут обходиться дешевле, нежели в Европе. Не верится. Строительство первой очереди студии, как обещали, должно было вылиться в 7 млн. долл., вылилось в 100. Во сколько выльются заявленные 150 млн. на вторую очередь – представить страшновато. Каким образом и в течение какого времени можно будет окупить эти затраты?
Если даже заказчики и хлынут потоком – где этот поток будет оседать? На 2 га павильонных площадей? К тому же аренда павильонов изначально не может быть низкой – предприятие должно окупиться. А неподалеку такие монстры, как «Мосфильм», «Ленфильм» и Студия Горького, сдающие под съемки свои площади, кстати, очень недорого.
Поэтому рассчитывать, что новая студия вскоре окажется рентабельной, пока трудно. Единственное, что может сыграть на руку новому кинопроизводителю, – это отсутствие конкуренции. Кроме государства на данный момент конкуренции составить никто не может. Но из трех крупнейших государственных студий – «Мосфильм», «Ленфильм» и Студия Горького – благополучен с финансовой точки зрения лишь «Мосфильм», который благодаря Карену Шахназарову в свое время увернулся от приватизации и теперь процветает за счет собственной финансовой политики, оставаясь при этом государственной структурой.
Вряд ли RWS в ближайшее время будет способна перетянуть к себе серьезных инвесторов. Но это ведь только начало. При том, как государство беспечно относится к кинематографу, оно запросто в ближайшие несколько лет может утратить здесь свои позиции. С «Ленфильмом» повело себя как собака на сене – в частные руки не отдают, своими ничего не делают. Одна из крупнейших европейских студий стоит похожая на декорацию для съемок антиутопии или фильма ужасов.
При этом государство собирается выделять 4 млрд. руб. в год на кино. Два из них – на финансирование «правильных и нужных» фильмов. Остальные – на поддержку, вероятно, неправильных и ненужных, и самый остаток – на кинопроизводство.
Конечно, только вливаниями в кинопроизводство кино на пристойный уровень не вытянешь. Нужна особая программа, первым пунктом которой должно стоять полное изменение системы подготовки кадров. Это, впрочем, тема особого разговора. Но если государство будет так разбрасываться брендами вроде «Ленфильма» и Студии Горького, оно и не заметит, как само вырастит сильного конкурента.