Прошедшая неделя была чрезвычайно насыщена важными событиями, проливающими свет на не вполне благополучное состояние российской экономики и отдельных ее отраслей. В этой связи можно вспомнить заявление вице-премьера Александра Жукова на заседании президиума правительства в понедельник о резком падении со 141% в январе–мае 2007 года до 106% за тот же период этого года темпов возведения жилья. Это еще не спад, но тенденция неприятная с учетом, что отрасли производства стройматериалов растут еще более медленными темпами, а сейчас сдается в строй и учитывается статистикой то жилье, что было заложено еще год-полтора, а то и более времени назад. Создается ощущение, что нацпроект «Доступное жилье», о котором сейчас потихоньку все стали забывать, в разгар его пропагандистской раскрутки, пришедшейся как раз на 2007 год, в реальности ничем стране не помог. Власти зафиксировали и поспешили записать себе в актив всплеск жилищного строительства, как раз тогда сдавались в строй объекты, массово заложенные в 2005–2006 годах, и на том успокоились.
Однако если с медленными, не покрывающим все потребности не то что в ближайшей, а даже долгосрочной перспективе темпами строительства жилья в стране мы все уже смирились, то проколы стройкомплекса в возведении объектов для крупных статусных мероприятий мирового масштаба, право провести которые России достались чуть ли не чудом, как то зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году и саммит АТЭС в 2012 году, просто пугают. Страшно представить, что станет с репутацией страны, если она не сможет на достойном уровне принять эти мероприятия. Между тем в среду гендиректор Тихоокеанской мостостроительной компании (ТМК) Виктор Гребнев заявил, что уже практически утрачены шансы на возведение в срок к саммиту АТЭС моста к острову Русский, где мероприятие должно проходить, и впору организаторам саммита искать новые средства доставки делегаций на остров.
До зимней Олимпиады в Сочи времени осталось побольше, чем до саммита АТЭС, пока можно говорить лишь о небольшом отставании от первоначального плана, который был представлен МОК при выборе кандидатуры Сочи ровно год назад. Все еще некритично и поправимо, если бы не пугали условия, в которых планируется развернуть масштабное строительство более чем 300 олимпийских объектов. Ведь, Сочи – это узкая полоска земли, зажатая между горами и морем, густо застроенная домами и прочими объектами, с железной дорогой, временами сужающейся до одной колеи, на которой и пассажирским поездам тесно, с автомобильными дорогами, пробки на которых случаются с завидной регулярностью и в отсутствие олимпийского строительства, с не приспособленными к приему строительных грузов портами.
Но и эти проблемы меркнут на фоне сообщений о возможной судьбе госрезервов и нацфондов страны, неожиданно свалившихся на нас в последние 7–8 лет в виде нефтяных сверхдоходов. Вроде бы и власти, и население хотят их сберечь на черный день, когда сверхдоходы закончатся, как гарантию благополучия для будущих поколений. Даже один из нацфондов красиво хотели назвать фондом будущих поколений. Вот только никто не знает, как их лучше сберечь. На этой почве раздаются самые разные предложения – от поиграть ими на фондовом рынке, где возможны всевозможные кризисы, до просто обесценить в пламени инфляции, зарывая в «надежные, но низкодоходные финансовые инструменты». Вот и во вторник замминистра финансов Дмитрий Панкин сообщил, что поуправлять этими деньгами хотели бы специалисты швейцарского банка UBS, прославившегося на весь мир рекордными списаниями. С начала ипотечного кризиса банк уже списал более 40 млрд. долл. убытков от неудачных вложений, а по расчетам отдельных экспертов, ему еще предстоит списать как минимум столько же, что равносильно полной утрате собственного капитала.
Не спокойнее ситуация и с золотовалютными резервами (ЗВР) страны. В пятницу на биржах США произошел обвал акций американских ипотечных агентств Fannie May и Freddie Mac. В ходе торгов они подешевели вдвое после того, как было объявлено, что власти США сейчас не планируют выкупать эти компании несмотря на переживаемые ими серьезные проблемы. Между тем Центробанк вложил в долговые обязательства этих агентств более 100 млрд. руб. ЗВР. Деньги инвестированы в расчете, что если у агентств будут проблемы, то их долговые обязательства погасит американское правительство. Как бы не подтвердилась старая истина, гласящая, что шальные деньги легко приходят и так же легко уходят. Как в глаза будем смотреть будущим поколениям?