Минувшая неделя прошла для России под знаком газовой дипломатии. Причем ключевая роль в ней была отведена президенту Дмитрию Медведеву. В понедельник аноним из руководства Белоруссии сообщил, что Минск не намерен придерживаться ранее достигнутых договоренностей с «Газпромом» о ежеквартальном пересмотре цены поставляемого в эту страну российского газа и будет продолжать платить за него по расценкам первого квартала.
Позицию своей страны чиновник обосновал тем, что, когда в декабре 2006 года было достигнуто соглашение, определившее формулу перехода Минска в расчетах за газ на мировые цены к 2011 году, Москва уверяла, что не может дать более льготные условия для союзника, так как, собственно, в России цены будут подтянуты до европейского уровня за вычетом транспортной составляющей. Сейчас же, когда выяснилось, что Россия не собирается к 2011 году переводить своих потребителей на европейские цены на газ, Минск припомнил прежние аргументы Москвы и потребовал пересмотра формулы расчета газовых цен. Если белорусские производители будут платить за газ больше, чем россияне, то в условиях единого таможенного пространства они окажутся в неравных условиях с российскими конкурентами и рано или поздно будут ими разорены и поглощены.
Белорусский чиновник также напомнил Москве, что она до сих пор не заключила соглашение с Белоруссией о цене транзита газа в Европу, и до тех пор, пока оно не будет заключено, Минск не намерен платить за покупаемый в России газ больше, чем в первом квартале. Фактически в Белоруссии увязали заключение соглашения о транзите с пересмотром формулы расчета цены на поставляемый в республику газ. В этом напоминании можно разглядеть скрытую угрозу: если Москва возмутится срывом ценовых договоренностей и пригрозит отключить газ, Минск в ответ заявит об отсутствии оснований для бесплатного транзита российского газа в Европу. Несколько лет назад в разгар газовой войны и отключения Белоруссии от газа Минск уже объявлял под аналогичным предлогом транзит российского газа в Европу контрабандой и перекрывал трубу, забирая транзитный газ себе. Так что схема отработана.
Отметим, что отказ Минска соблюдать ценовые договоренности пришелся на период смены президентской власти в России. В Белоруссии понимают, что в период электоральной активности в Москве вряд ли пойдут на жесткие меры в отношении чуть ли не самого преданного в политическом плане союзника. Не знаю, просчитывался ли этот момент в Минске изначально, в декабре 2006 года, когда определялась нынешняя формула расчета цены за газ, или демарш с ценами возник спонтанно, но нынешние действия белорусских властей успешно проходят. Вот уже три месяца Москва молчит, несмотря на то что вместо 128 долл. за тысячу кубометров во втором квартале Белоруссия расплачивается с «Газпромом» по 119 долл. «Газпром» пока отделался заявлением, что не видит оснований для пересмотра формулы расчета и все... Он даже не объявил, какой исходя из действующей формулы и роста цен на энергоносители должна быть цена поставок в Белоруссию в наступившем третьем квартале.
Не легче газовые проблемы России и в отношении крупных поставщиков. В конце недели Дмитрий Медведев посетил Азербайджан и Туркменистан. Президент попытался убедить Баку в выгодности транспортировки азербайджанского газа через Россию, а не по альтернативным маршрутам. Удалось ли ему это, пока не совсем понятно. От Туркменистана требовалось другое – уговорить президента Гурбангулы Бердымухамедова подтвердить договоренности прежних лет о готовности Ашхабада поставлять в Россию ранее оговоренные объемы газа. Казалось бы – пустяк, но несколько последних месяцев в Туркменистане не спешили подтверждать прежние обязательства. И лишь накануне визита Медведева это произошло. Вот только как долго это подтверждение будет действенно и не понадобится ли после окончания строительства в 2009 году газопровода из Туркменистана в Китай, а также, возможно, других альтернативных маршрутов просить новых подтверждений – неясно.