Всю прошедшую неделю российско-грузинские отношения бурлили и кипели. Это уже привычно. В прежние годы грузинский президент Михаил Саакашвили «взорвался» бы от части того, что имело место быть. Например, от того, что президент России Дмитрий Медведев принял в Кремле главу Абхазии Сергея Багапша. Такого не бывало ни во времена Бориса Ельцина, ни Владимира Путина. Российские лидеры если и встречались с абхазскими, то разве что на отдыхе в Сочи. Встречи эти сопровождались протестами и гневными эскападами Тбилиси. Что при Эдуарде Шеварднадзе, что не так давно при Михаиле Саакашвили. Что же теперь?
Саакашвили на встрече с представителями грузинских телекомпаний совершенно спокойно говорит, что ничего страшного во встрече Медведев–Багапш он не видит, что подобные встречи проводились и прежде и что если в ней российский лидер видел необходимость, если на ней беседа шла об урегулировании грузино-абхазского конфликта, то она вполне допустима и чуть ли не желательна.
Уравновешенностью отличались выступления президента Грузии в Берлине, где он побывал на прошлой неделе с двухдневным официальным визитом, и в Париже, где он принял участие в саммите лидеров партий, входящих в Международный демократический союз (IDU). По словам наблюдателей, Саакашвили разочаровал любителей жареного, приготовившихся записывать истеричные наскоки на Москву. Грузинский президент оставил их ни с чем, не позволив себе оскорбительных антироссийских выпадов. Более того, в попытках уговорить, например, Берлин активно включиться в урегулирование грузино-абхазского конфликта и, как вытекает из слов заместителя министра иностранных дел Германии Мернота Эрдера, получив ответную рекомендацию об изменении формата переговорного процесса только с согласия Москвы, он вполне ее принял. И уже в Тбилиси на упоминавшейся встрече с тележурналистами во второй или в третий раз за последние дни заговорил о российском коллеге исключительно в комплиментарном тоне, назвав его «очень образованным», «либеральным», «очень цивилизованным», способным повести мир к позитивным изменениям.
Иное дело грузинская законодательная и исполнительная ветви власти. Депутаты парламента седьмого созыва всю прошлую неделю «упражнялись» в острословии, придумывая, чем бы ответить России на ее действия в Абхазии, и, наконец, додумались до того, чтобы обязать правоохранительные органы возбудить уголовные дела в отношении лидеров вышедших из-под контроля автономий. Логическим продолжением этого решения они не озаботились, удалившись на летние каникулы. Это, к слову, на фоне одобренного и слегка подкорректированного США и Евросоюзом плана мирного урегулирования, подразумевающего на начальном этапе интенсивные переговоры. Ну и как представить себе, что сухумские и цхинвальские лидеры садятся за стол переговоров с Тбилиси с возбужденными против них уголовными делами?!
Не отстала от грузинских законодателей и исполнительная власть. Пока президент Саакашвили расточает елей в адрес Медведева и, повторюсь, говорит даже о целесообразности его переговоров с Багапшем, если на них затрагивались вопросы урегулирования, МИД Грузии распространяет жесткое заявление о категорической недопустимости и неприемлемости встреч российского руководства с абхазским без согласия Тбилиси. Можно представить себе такую картину: Москва испрашивает разрешения на встречу?! Сейчас, наверное, только при большом желании. Так зачем делать холостой выстрел?
Ситуация, кстати, несколько напоминает ту, что наблюдалась в российско-грузинских отношениях не так давно, примерно в конце 90-х годов: когда, скажем, появлялись зыбкие надежды на их нормализацию, пара-другая резких заявлений российских депутатов и чиновников тут же хоронила эти надежды.