Владимир Путин на прошедшей неделе продолжал методично завоевывать политические плацдармы. Премьер-министр самым внушительным образом подтвердил намерение сделать своей опорой Совет безопасности (о новой роли этого органа газета писала 27.05.08. в статье «Совбез выбирается из спячки»). А в четверг Путин пообщался в Ново-Огареве с «Единой Россией». По данным «НГ», премьер сообщил ЕР, что отныне ее главный партийный проект – «работа правительства». Единороссы воспряли духом: выглядела эта встреча как знак высокого доверия, оказанного подшефной структуре.
Радовались медведи ровно сутки. Потому что уже на следующий день Владимир Путин пригласил в Ново-Огарево их конкурентов. С премьером побеседовали вице-спикер Госдумы Александр Бабаков и глава эсэровской фракции нижней палаты Николай Левичев. Премьер стремился заручиться поддержкой фракции при прохождении в Думе правительственных законопроектов. Это стремление нашло глубокое понимание в душах мироновцев.
Таким образом глава правительства продемонстрировал некую равноудаленность от партийцев обоих направлений. Правда, неполную: раз в месяц он будет вызывать на ковер единороссов, которым придется отчитываться перед лидером партии в том, что они натворят за это время в парламенте и стране.
Так что эсэрам еще повезло. Вдвойне. С одной стороны, Путин проявил внимание к их нуждам. С другой – это внимание не обязывает партийцев регулярно являться в Ново-Огарево с отчетом. Причем это уже второе везение эсэров на прошедшей неделе. Незадолго до этого в закрытой для публики речи замглавы президентской администрации Вячеслава Суркова прозвучало намерение видеть в будущем страну многопартийной, а в роли напарника ЕР – «Справедливую Россию».
Тщательное окучивание Путиным парламента не пройдет даром для депутатов. Однако вопрос, насколько полезными окажутся результаты. С одной стороны, опора главы правительства на нижнюю палату будет способствовать постепенной перепланировке «коридоров власти» и мягкой трансформации президентской республики в парламентскую. С другой стороны – работает в этом направлении пока только личный фактор Путина, и все это перерождение может завершиться после возвращения экс-президента в кресло первого лица страны.
С третьей – парламент, чтобы принимать полезные обществу законы, вовсе не должен быть ручным. Он должен спорить, критиковать исполнительную власть, проводить собственные расследования. Похоже, все эти механизмы здоровой представительной системы еще не скоро будут задействованы. И здесь свое слово должны сказать заинтересованные граждане.
Впрочем, о них Путин тоже позаботился на прошлой неделе. Страну накрыла плотная сеть именных приемных главы правительства, аккумулирующих жалобы населения. Так что теперь, пожалуй, не осталось в России ни одного участка общественной жизни, не включенного в орбиту влияния экс-президента. В то время, как Дмитрий Медведев делал громкие заявления в Германии и Петербурге, Владимир Путин работал в тиши кабинетов, шаг за шагом укрепляя свои позиции.