Прошлая неделя в большой политике прошла под знаком борьбы с коррупцией. Боролись превентивно: объявили о создании специального совета по этой вечной проблеме – во главе с новым президентом. Хорошо, что началась кампания не арестами. Порция новых оборотней не мелькала на телеэкранах, что внушало надежду на серьезность намерений власти. Высокая степень озабоченности выглядит аргументированной: коррупция стала основным препятствием для бизнеса – в частности, и развития страны – в целом. Еще во время предвыборной кампании эта тема должна была стать доминирующей в программе путинского преемника, а перед инаугурацией, в Тобольске, она снова весомо прозвучала.
Любая борьба ведется по правилам. Главное условие победы на фронте борьбы с коррупцией – высокая степень гласности и развитости партийно-политических структур. Между тем на протяжении последней недели мы наблюдали разнонаправленность телодвижений власти. С одной стороны – число проверок мелкого и среднего бизнеса было сведено до одной раз в три года, с другой – открылся сезон правки законодательства о СМИ. Была сделана отчетливая попытка ограничить права издателей в пользу чиновников. Единороссы после скандала в прессе инициативу нашиста Роберта Шлегеля, предложившего механизм внесудебного закрытия СМИ, отклонили, но пригрозили новыми. Почти по Ленину, только – «шаг назад, два шага вперед».
Пресса не сама по себе нащупывает прорехи в амуниции партии власти. Занимаются этим политические конкуренты. Однако ЕР лишена таковых. В разреженном пространстве структура разбухла до неприличия, и уже в целях самосохранения вынуждена ограничить партийный прием. Впрочем, ее предшественницу это не спасло. Спортивную форму партии помогают поддерживать вовсе не внутренние инструкции, а внешние тычки, пинки и прочие неудобства.
Зато случилась на прошлой неделе маленькая победа в затяжной войне общества с госмонополиями. Одна из крупнейших среди них, «Почта России», вынуждена была отказаться от планов повышения стоимости подписки для граждан в 2009 году. Победа тоже оказалась половинчатой. То есть отказаться – отказались, но денег из бюджета попросили – в компенсацию убытков, хотя убытки у монополий всегда проистекают из собственной нерасторопности в отсутствие опять-таки надлежащей конкуренции.
Пока Медведев воевал с коррупцией, издатели – с почтовиками, а Шлегель – с прессой, Дума развлекалась вовсю. Похоже, двухгодичной давности юбилейный загул в Питере крепко врезался в память, и они решили повторить его на бис. Тысячное заседание – праздник, явно высосанный из пальца, – стало поводом для торжества в Государственном Кремлевском дворце. Продолжение банкета ожидается в Европе: многие депутаты отправятся туда на футбольный чемпионат – под маркой региональной недели.