На минувшей неделе российский Екатеринбург стал одной из важнейших площадок мировой дипломатии. В городе на Урале прошло сразу несколько важных международных встреч.
Сначала это были переговоры между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и вице-канцлером, министром иностранных дел ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером. Затем прошли две многосторонние встречи: глав МИД России, Китая, Индии и Бразилии и отдельно «тройки» в составе министров России, Китая и Индии. Кроме того, состоялась серия двусторонних бесед.
На первом месте в дискуссиях были международные проблемы. Поскольку все мероприятия проходили на российский территории и «хозяином» большинства встреч был глава МИД РФ Сергей Лавров, это позволило Москве развернуто довести свою точку зрения до своих партнеров. И в целом ряде случаев заручиться их поддержкой. Правда, не по всем вопросам.
В российско-германских переговорах наиболее обсуждаемыми были проблемы Косово и Ирана. По Косово расхождения сторон известны, они остались теми же. Москва против одностороннего провозглашения независимости Косово, Берлин поддерживает этот шаг. Судя по официальным отчетам о встрече, весьма значимым было обсуждение иранской проблемы. Российская сторона весьма четко обозначила свою позицию по Ирану, которая предусматривает не только меры, которые должны быть приняты Тегераном в интересах «восстановления доверия» международного сообщества к его ядерной программе, но и «стимулы» для этого.
«Иранскую проблему можно решить исключительно политико-дипломатическими методами», – подчеркнул Лавров. Он осудил попытки предпринимать шаги, сопряженные с введением односторонних санкций на основе экстерриториального применения национального законодательства. Министр отверг трактовку встречи «шестерки» 2 мая как направленной на принятие новых санкций против Ирана.
На этом фоне переговоры «четверки» БРИК и «тройки» Россия–Китай–Индия выглядят как встречи единомышленников. Министры БРИК впервые провели «самостоятельную» встречу, то есть не на поле более широких международных форумов. И это дало ответ на вопрос, который интересовал экспертов-международников. Они спорили о том, насколько способна экономическая общность «растущих рынков» привести к укреплению их политической солидарности.
Оказалось, что эта общность не только открывает важные пути экономического сотрудничества, но и приобретает политическое измерение. В числе актуальных тем, обсуждавшихся на встрече, – мировой продовольственный кризис, борьба с изменениями климата, мировая торговля. Министры наметили меры по расширению четырехстороннего сотрудничества, в том числе путем вовлечения в него общественных организаций и местных властей на разных уровнях.
«Формат БРИК не является надуманным. Россия придает большое значение развитию сотрудничества в этом формате» – так заявил по итогам встречи Лавров. Речь идет, как известно, о странах, на которых приходится одна четвертая часть территории суши и где живет 40% населения планеты.
Наконец, встреча министров иностранных дел России, Индии и Китая – уже прочно сложившийся формат. Она зафиксировала согласие между тремя странами по широкому кругу тем – от иранской и северокорейской до Косово. Примечателен акцент на содействие решению региональных проблем. Здесь прежде всего следует выделить предложение о создании «антинаркотического пояса» вокруг Афганистана, ставшего в последние годы главным центром наркотрафика в мире.
Встречи в Екатеринбурге, прошедшие после вступления в должность нового президента страны Дмитрия Медведева, позволили продемонстрировать преемственность внешнеполитического курса страны. Вместе с тем они свидетельствуют о увеличивающейся роли взаимодействия со странами, которые относят к «растущим рынкам».