Прошлая неделя ознаменовалась чередой важных назначений в правительстве и администрации президента. Самые важные из них случились в пятницу. АП наконец приобрела законченные очертания. Соратник и однокурсник Владимира Путина Олег Марков стал помощником главы государства по кадровым вопросам. Заметим: с сентября прошлого года он занимал должность главы Росфинмониторинга (бывший руководитель этого ведомства Виктор Зубков именно оттуда ушел тогда же в правительство).
Предшественник Маркова в АП Виктор Иванов утвержден на посту руководителя Госнаркоконтроля. Прежний начальник этой службы Виктор Черкесов, в разгар так называемой войны силовиков призывавший спецслужбистов сплотиться перед лицом общего врага, покинул поле боя. Как, впрочем, и главный адресат этих призывов Николай Патрушев. Таким образом президент в своей манере покончил с неприглядной, на его взгляд, картиной раздрая в узком сообществе спецслужб.
Таким образом, президентская администрация представлена сегодня теми, кто, с одной стороны, не выглядит чужими Медведеву, а с другой – близок нынешнему премьеру. То есть принцип сообщающихся сосудов получил развитие, и становится окончательно ясно: важнейшие решения новый президент будет принимать не один. Символично выглядела в этой связи недавняя встреча Путина и Медведева, показанная в теленовостях: премьер, чувствующий себя как дома в родном кабинете, докладывал главе государства, а тот, примостившись на краешке кресла, доклад заслушивал. Заключительное «спасибо» в устах Путина прозвучало непривычно и даже где-то экзотически.
И еще одно событие, субботнее, показалось знаковым. Впервые глава президентской администрации стал публичной фигурой. Ранее и Сергей Собянин, и Дмитрий Медведев держались в тени. Сергей Нарышкин нарушил эту традицию, представив аппаратчикам Южного и Приволжского федеральных округов их новых полпредов – Владимира Устинова и Григория Рапоту. При этом не было сказано решительно ничего важного по существу назначений. Однако сам факт выступления, растиражированного СМИ, указывает на готовность нового главы АП держаться на свету, подчеркивая собственную роль в текущей политике.
Оппозиция тоже не дремала на прошлой неделе. Состоялась долгожданная Национальная ассамблея, застрельщиком которой выступила «Другая Россия» Гарри Каспарова и бывший вождь запрещенных нацболов, писатель Эдуард Лимонов. Накануне событий от левых радикалов скандально отмежевались СПС, «Яблоко» и Российский народно-демократический союз Михаила Касьянова. При этом почему-то оппозиционеры полюбили называть себя теневой Думой. Хотя понятие теневого правительства, в европейском понимании этого термина, не имеет ничего общего с новообразованием радикалов, которые по-прежнему озабочены высокой целью – свободными выборами. Более мелкие задачи, связанные, например, со слабыми попытками организации в стране протестного движения железнодорожников, похоже, мало волнуют глобальных борцов с режимом.