В Москве минувшая неделя, как и предыдущая, была в международном плане «неделей Японии». Здесь побывал премьер-министр Японии Ясуо Фукуда, правда, не три дня, как заранее объявили, а лишь один. В субботу главу японского правительства принял в Ново-Огареве президент РФ Владимир Путин. Состоялся рабочий ланч. Ясуо Фукуда встретился и с избранным президентом Дмитрием Медведевым.
В качестве целей визита Фукуды сопровождающие его лица называют ознакомление российского руководства с планируемой программой июльского саммита «большой восьмерки» на Хоккайдо, а также «установление личных доверительных отношений» с Дмитрием Медведевым, вступающим в президентские обязанности 7 мая. При этом уже неофициально они поясняют, что отношения доверия между лидерами необходимы Токио прежде всего для решения вопроса о «северных территориях», главной спорной проблемы между двумя странами.
Получается, что сверхзадачей, которую поставил перед собой Фукуда перед отлетом в Москву, является именно продвижение по территориальной проблеме. Ею занимался и отец Фукуды – Такео Фукуда, занимавший премьерский пост в 1975–1978 годах.
Главе японского правительства было необходимо добиться от российских визави подтверждения имеющихся договоренностей и по возможности выдвинуть свою формулу продвижения вперед. При этом Фукуда опирался на заверения Владимира Путина его предшественнику Синдзо Абэ о том, что Москва намерена вести переговоры с Японией на базе всех имеющихся документов, а также высказанное ему самому обещание Путина вести с ним «прямые переговоры, в том числе и по вопросу о мирном договоре, независимо от российского внутриполитического календаря». Последнее было высказано в телефонном разговоре между Путиным и Фукудой 19 октября прошлого года.
Фукуда предложил своим собеседникам «поднять на новый уровень российско-японские отношения». Это предполагает не только дальнейшее развитие двусторонних связей, заметно выросших в последние годы, но и прежде всего ликвидацию «отставания» в переговорах о границе. По официальной японской оценке, план действий, принятый обеими сторонами в 2003 году, заметно продвинулся по пяти из своих шести разделов. Нет прогресса лишь по разделу, касающемуся заключения мирного договора и решения территориальной проблемы.
Как объявил пресс-секретарь японского МИДа Кадзуо Кодама, в Москве лидеры России и Японии смогли построить отношения доверия. По словам дипломата, они «разделили мнение о том, что оба правительства должны продолжать переговоры на высоком уровне для поиска взаимоприемлемых решений о заключении мирного договора». В этих целях они дадут соответствующие указания своим правительствам.
Что касается российской стороны, то она прежде всего выделила договоренности о развитии двусторонних связей. Как отметил пресс-секретарь президента России Алексей Громов, президент России и премьер-министр Японии договорились о дальнейших приоритетных направлениях развития сотрудничества между двумя странами, в том числе таких, как нефтегазовая сфера, транспорт, атомная энергетика.
«На встрече с обеих сторон отмечалась необходимость продолжить работу по мирному договору между двумя странами, – сказал Громов. – Что касается территориального вопроса, то подробно он не обсуждался».
Показательно, что Фукуда не только пригласил Дмитрия Медведева для участия в июльском саммите «большой восьмерки» на Хоккайдо, но сделал предложение Владимиру Путину совершить визит в Японию в любое удобное для него время.