Одним из наиболее громких событий прошлой недели стала случившаяся в четверг отставка главы «Олимпстроя» Семена Вайнштока. Госчиновники и сам отставник попытались придать ей плановый характер, что получилось, мягко говоря, не очень. Заявления о том, что нынешний уход Вайнштока на пенсию планировался еще полгода назад, в момент его назначения на должность руководителя госкорпорации, которой поручено освоить сотни миллиардов рублей в рамках создания инфраструктуры для проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году, вызвало недоумение у большинства аналитиков. Развеять его не смогли даже ссылки на специфический стиль руководства нынешней кремлевской администрации, в которой доминируют выходцы их спецслужб.
Ход подготовки к Олимпиаде 2014 года в последнее время не критиковал только ленивый. За девять месяцев, прошедших после победы Сочи в конкурсе на право проведения Игр-2014, выяснилось, что заявленный бюджет в 314 млрд. руб. надо увеличить вдвое или втрое. Точная цифра до сих пор не известна и непонятно, когда ее назовут, так как до сих пор не ясно, сколько денег будет потрачено на выкуп земли у сочинцев под олимпийскую инфраструктру, разрешит ли МОК строить санно-бобслейную трассу и олимпийскую деревню на границе Кавказского заповедника или под нажимом экологов потребует перенести эти объекты в другое место. Нет ясности с тендерами на право постройки олимпийских объектов, не исключено, что в их ходе заранее заложенные суммы дополнительно возрастут. А тут еще инфляция вышла на 14% в годовом исчислении. Как она скорректирует первоначальные расчеты, тоже предсказать никто не может.
К финансовым, выселенческим и экологическим проблемам в последнее время добавились слухи о разладе между «Олимпстроем», Минрегионразвития, курирующим подготовку к Играм, властями Краснодарского края и крупными частными инвесторами, привлекающимися к строительству и подготовке олимпийских объектов. У всех у них свое видение наиболее оптимального освоения олимпийского бюджета. На этом фоне первоначально никто не придал особого значения состоявшимся неделю назад аудиенции у президента Владимира Путина главы «Транснефти» Николая Токарева и демаршу руководства ВТБ, отказавшегося участвовать в аукционах по размещению свободных денежных средств «Олимпстроя» в коммерческих банках. Не исключено, что эти два события стали определяющими в решении об отставке Вайнштока.
Николай Токарев сменил в сентябре прошлого года Вайнштока у руля «Транснефти», после чего между ними разгорелась публичная полемика о сроках сдачи первой очереди более чем двукратно подорожавшего с момента начала реализации проекта прокладки первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Токарев вопреки указанию избранного президента Дмитрия Медведева настаивал на невозможности сдачи первой очереди ВСТО до конца 2008 года, а Вайншток утвержал, что в его бытность главой «Транснефти» иные сроки даже не планировалось рассматривать. Не исключено, что у Токарева при встрече с президентом нашлись новые аргументы против экс-главы «Транснефти». Руководство ВТБ, в свою очередь, решилось на демарш после того, как сочло нулевыми шансы банка на открытие в нем долгосрочных депозитов «Олимпстроя». Длинные олимпийские деньги доставались его конкурентам. Намек ВТБ на непрозрачность тендеров на размещение депозитов «Олимпстроя» также мог сыграть не в пользу Вайнштока.
Неожиданным оказалось и назначение сменщиком Вайнштока мэра Сочи Виктора Колодяжного, который считается ставленником губернатора Кубани Александра Ткачева. Особых заслуг у него в налаживании социально-экономической сферы в Сочи нет, ничего не известно о его особых организаторских талантах, что лишний раз свидетельствует о царившей в вопросе смены главы «Олимпстроя» спешке.