На минувшей неделе скандал вокруг выставки «Соц-арт», открывшейся в Париже еще осенью, получил продолжение. Директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов отозвал иск к министру культуры и массовых коммуникаций Александру Соколову. Иск был подан им в ноябре, после того как глава Минкульта назвал выставку «позором для России», обвинив Третьяковку не только в «пропаганде порнографии», но и в коррупции. Соколов дал понять, что некоторые произведения были включены в выставку, чтобы искусственно поднять их стоимость. Родионов тогда подал сразу два иска – один от себя лично, другой – от Третьяковской галереи. Впрочем, тогда же Родионов оговорил: он, дескать, готов отозвать оба иска, если министр публично извинится.
Министр, разумеется, извиняться не стал. Однако директор Третьяковки тот иск, что от себя лично, отозвал в день, когда по иску должны были начаться слушания.
С самого начала скандал вокруг пресловутых «Целующихся милиционеров» и иже с ними превратили в фарс. Причем совсем не смешной. Что смешного, если министр культуры, не выбирая слов и не задумываясь о последствиях, на весь мир объявляет современное искусство порнографией? После чего директор Третьяковской галереи объявляет строгий выговор куратору выставки Андрею Ерофееву, объяснив, что выставка готовилась в авральном режиме, и поблагодарив (!) министра за то, что углядел безобразие и не пустил 17 картин в Париж. То есть согласился с обвинениями министра. А согласившись, подает два иска в суд и, дождавшись слушаний, забирает один из них. При этом, заметим, не дождавшись и извинений.
Валентин Родионов, конечно, слегка промахнулся, не рассчитал: иски он подавал еще до выборов, а судиться-то приходится после. Тогда, в ноябре, в лихорадочно веселой (со стороны по крайней мере) суете поступок Родионова был органичным и даже изящным завершением затянувшегося противостояния. Теперь за красивые жесты надо отвечать.
Напомним, что Александр Соколов шел на думские выборы в московском списке «Единой России». Его выступление по поводу порнографического позора, намеченного к показу в Париже, все восприняли как своего рода распевку и предвыборный пиар, как «разумный» уход от действительно больных для культуры тем. Кресло министра к тому моменту уже издалека облюбовало с десяток человек, оставалось только гадать, чье тело его займет. И тут многих ждала неприятная неожиданность: Соколов, прочухав паровозом на выборах, отказался от мандата и остался в кресле сам.
Уже неприятно. А тут еще оказалось, что в Каталоге подделок произведений живописи среди подделок фигурируют работы, признанные экспертами Третьяковки подлинными. Руководство музея сначала возмутилось, однако после собственной проверки вынуждено было публично признать правильность информации каталога.
В такой ситуации судиться с министром не то что нелепо и опасно, но и попросту невозможно. Можно считать, что руководителю Третьяковки уже ответили в духе фольклора, вспомнив поговорку о соломинке в чужом глазу и бревне в собственном. Можно считать, что Родионов собственным бревном и получил. Теперь остается ждать, как он поступит со вторым иском, слушания по которому назначены на 4 апреля. Ясно же, что извинений от министра не последует.