На прошлой неделе избранный президент Дмитрий Медведев рассказал о своих планах по борьбе с коррупцией. На встрече с Общественной палатой преемник Владимира Путина заявил о том, что за короткий период будет подготовлен национальный план по борьбе с коррупцией. «Это обещание я сдержу», – подчеркнул новый глава государства.
Когда Путин стал президентом, он обещал победить терроризм и восстановить фактически утраченную территориальную целостность страны. Восемь лет назад, когда на Северном Кавказе шла настоящая война, а национальные республики жили по принципу «Москва нам не указ», далеко не все верили, что новый глава государства выполнит обещанное. Но Путин воспринимал предотвращение распада страны как свою миссию. И этой цели он достиг.
Перед преемником Путина стоят не менее масштабные задачи. Одна из них – борьба с коррупцией, победу над которой в России очень и очень многие считают невозможной. На прошлой неделе на встрече с общественниками Медведев говорил очень правильные и в общем вполне очевидные вещи. Например: «Коррупция ослабевает в тех случаях, когда общество является сильным» или «Нужно просто жизнь делать лучше, и это тоже один из существенных элементов борьбы с коррупцией».
По мнению Медведева, для борьбы с коррупцией необходимы прежде всего изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. «Все остальное ≈ это от лукавого», – отметил избранный президент. Помимо законодательных ограничений должны существовать и стимулы к антикоррупционному поведению. А еще «очень многое зависит от решимости суда наводить здесь порядок. Потому что именно там ставится последняя точка». «В том случае, если корпорация судей будет проявлять принципиальность, последствия не замедлят сказаться», – подчеркивал избранный президент. На встрече по случаю 85-летия Верховного суда Медведев говорил о необходимости совершенствования процедуры отбора судей, повышения ответственности, «включая и возможность наказания за нарушение судебной этики».
На прошлой неделе Медведев рассказал и еще об одном очень важном предложении – об обнародовании сведений о собственности госслужащих. «Если будет существовать доступ, например, к спискам учредителей компаний, владельцев земельных участков, объектов недвижимости – такой прямой, через интернет тот же самый, когда можно будет получить абсолютную информацию о том, учредителем каких структур является, допустим, государственный служащий и члены его семьи... мне кажется, это тоже было бы достаточно важно», – поделился избранный президент с членами Общественной палаты. В окружении Медведева, заметим, есть сторонники и более радикальных мер. Они предлагают начать с себя: чиновники федерального уровня должны раскрыть источники своих доходов. Этому примеру должны последовать и их коллеги в регионах.
Вопрос, наверное, не только в средствах достижения цели. Вопрос в том, как эта цель сформулирована. Избранный президент пока твердо обещает лишь разработать стратегию по борьбе с коррупцией. Но если цель – просто бороться с коррупцией, то вряд ли можно ожидать победы над этим злом.