Высокая явка, которую власти сумели обеспечить на президентских выборах, была достигнута высокой ценой. В буквальном смысле слова. Если посчитать, сколько средств ушло на поднятие гражданской активности россиян, то, похоже, получится довольно приличная сумма.
В одном только Нефтеюганске в лотерее для лиц с высокой гражданской позицией, то есть пришедших на избирательные участки, разыгрывалось 40 тыс. ценных призов и подарков. В Нижневартовске и Мегионе отдавший свой голос за президента имел шанс получить ключи от новой квартиры или даже коттеджа. Конечно, Мегион не Рублевка, но все-таки. В Краснодаре тоже «меняли» избирательный бюллетень на жилплощадь. Правда, не на коттедж, а на однокомнатную квартиру, но Краснодар – это вам не Сибирь.
Хабаровские предприниматели обеспечили всех участников избирательного процесса дисконтными картами. А впервые голосовавшие получили компьютерную игру «Выборы» (и были, видимо, безмерно счастливы). В Южно-Сахалинске для малообеспеченных избирателей приготовили 152 сертификата на совершение бесплатной покупки продтоваров (на сумму от 300 до 500 руб.), а 45 впервые голосовавшим – приглашения на посещение кафе и ресторанов (на какую сумму разрешалось выпить и закусить, не сообщается).
В Барнауле прямо на избирательном участке можно было сделать УЗИ щитовидной железы, проверить кровь на сахар и прослушать лекцию о здоровом образе жизни. В Кемерове – тот же комплект услуг плюс первичный осмотр зубов. В Волгограде голосующим предоставили возможность бесплатно посмотреть кино «Мы из будущего» (заодно и галочку можно поставить в графе «патриотическое воспитание»). Повсеместно, естественно, дешевые пирожки на участках и бесплатный проезд в общественном транспорте.
Правда, последняя инициатива обрадовала не всех: в ряде городов владельцы частных маршруток просто не выпустили свой автопарк на маршруты. В итоге люди были вынуждены штурмовать муниципальный транспорт.
За чей счет банкет, как говорил герой известной киноленты, и кто в итоге оплатил услуги тех же медиков (если, конечно же, они не работали исключительно из чувства высокой сознательности и любви к электоральному циклу), скорее всего так и останется неизвестным.
В погоне за электоральным креативом региональные власти даже начали досрочно гулять масленичную неделю и сжигать чучела Масленицы (что вообще-то надлежит делать в следующее воскресенье). В Новороссийске, к примеру, чиновники мэрии города-героя обязали поваров всю ночь печь блины (300 тыс. штук), чтобы накормить ими политически активных граждан.
Оригинальную заботу о молодых избирателях проявили власти Дзержинска. Избирателям от 18 до 25 лет вручали флаеры, которые позволяли со скидкой посетить ночные клубы. То есть проголосовал и с чувством исполненного гражданского долга оттягиваешься в ночном клубе.
А сколько выдумано было референдумов! Тут, естественно, отличилась мэрия столицы зимней Олимпиады-2014. В день голосования за президента России здесь выбирали еще и талисман игр. Накануне горожанам были разосланы специальные купоны, где надо отметить один из символов (белого медведя, Деда Мороза, дельфина на лыжах или снежинку), а затем бросить его в специальный ящик на избирательном участке.
Одновременно заполненный купон являлся и лотерейным билетом (главные призы конкурса – три автомобиля). Примечательно, что символов, как и кандидатов в президенты, – четыре. Так что, у сочинцев, говорят, уже возникли некие ассоциации между талисманами и претендентами. Мол, Дед Мороз – это Геннадий Зюганов, дельфин на лыжах – Владимир Жириновский, снежинка – Андрей Богданов (так же растает после выборов). Ну а кто белый медведь – тут и гадать не нужно.
Странно только, что мэр Сочи Виктор Колодяжный выбрал символом Олимпиады дельфина. Недальновидно как-то.