Пятничная речь Владимира Путина, обращенная к членам правительства, губернаторам, депутатам Госдумы, сенаторам и руководителям СМИ, оставила больше вопросов, чем ответов. Действующий президент так и не объяснил конкретных путей достижения намеченных целей. А главное – Путин, возможно, преднамеренно даже не намекнул элите, кто будет руководить движением по выбранному им маршруту. Ответ для сидящих в Георгиевском зале Кремля, вероятно, был и так очевиден.
Выступление на Госсовете было меньше всего похоже на завещание. По сути, уходящий глава государства не давал последних указаний элите, а просто объяснял, что она должна делать под его руководством. Причем не в ближайшие годы, а в более удаленной перспективе.
Теоретически Путин может вновь вернуться в Кремль через четыре года и руководить страной еще восемь лет. К 2020 году – а именно к этому времени мы должны претворить в жизнь «план Путина» – его создателю будет примерно столько же лет, сколько сейчас премьеру Виктору Зубкову. В его компании, заметим, президент подчеркнуто часто появляется последнее время на публике. Глава правительства бодр: он колесит по всему миру и катается на горных лыжах. Чем, казалось бы, не пример того, что можно быть дееспособным политиком в любом возрасте.
Желание порассуждать – вернется или не вернется, останется или не останется, будет влиять или нет – возникает лишь по одной причине. Если мы считаем, что речь президента – не самопиар, а декларация намеченных целей, то возникает естественный вопрос: кто все-таки возглавит победное шествие? На российском политическом Олимпе и рядом с ним не видно людей, способных добиваться претворения в жизнь поставленных Путиным амбициозных задач по переустройству страны и еще более масштабных планов по изменению природы русского человека.
Борьба за проведение Олимпиады – в этом смысле пример наличия у нашей элиты целеустремленности и воли к победе. Если вы спросите, кто верил в победу Сочи, правильным ответом будет: «Практически никто». Говорю об этом с уверенностью, потому что сама в Гватемале разговаривала с теми, кто, как считается, ковал эту победу. В неофициальных беседах все или почти все выражали скепсис.
С драйвом и мотивацией до сих пор существуют проблемы. «Некоторые из тех, кто сейчас занимается Олимпиадой, понимают, что все это будет проводиться уже без них», – поделился со мной беспокойством один из российских чиновников.
Вероятно, все эти проблемы понимает и сам действующий президент. Для того чтобы реализовать хотя бы часть того, о чем говорил глава государства в Георгиевском зале Кремля, нужно быть не просто эффективным менеджером и жестким политиком. Есть такие замечательные качества лидера, без которых переход, неважно страны или компании, на качественно иной уровень своего развития невозможен. Это воля к победе, умение ставить действительно масштабные задачи и добиваться от команды их исполнения. И еще драйв, харизма, а также многое другое, чего пока нет ни у кого из претендентов на главный пост страны. То есть получается, что «план Путина», кроме его создателя, больше реализовывать некому. Поставил задачи, пусть теперь сам за них и отвечает.
Дифирамбы в адрес действующего президента? Отнюдь. Далеко не все его победные реляции из пятничной речи соответствуют действительности. Особенно неожиданно прозвучал вывод о том, что «с политическим бесправием народа покончено». Неизбежно возникает опасение, что к 2020 году подобным образом будет «покончено» и с экономическим бесправием. Да и остальные задачи при данной постановке вопроса имеют все шансы быть также «успешно» претворены в жизнь.