Выступая на 16-х Рождественских чтениях, министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов обратился к участникам со словом. Слово это было культурное, приличное, подобающее моменту, но очень сильно зашифрованное. «С празднования тысячелетия принятия христианства на Руси (с 1988 года) прорвало плотину изоляции Церкви, – сказал министр. – И сейчас мы столкнулись с искусством, которое еще предстоит понять и оценить, что это – своего рода заказ или то, что определяет новую ментальность и новую духовную потребность».
Столкновения министра Соколова с искусством редко происходят безболезненно для обоих. В данном случае искусство, будем надеяться, не пострадало, но столкновение его с министром было явно лобовым, что можно заключить из некоторых пассажей выступления Александра Сергеевича.
Министру привиделось новое православное искусство. Которое он и призвал всех скрупулезно изучить. Старое, вероятно, он уже изучил. А может, решил отменить. В качестве ярчайшего примера этого нового православного искусства министр отметил фильм «Остров» Павла Лунгина, сказав, что «фильм искренний – это главная его сила и ценность». И назвал фильм «прозрением». Ни много ни мало. Наверное, старое православное искусство было не столь искренним, а потому не сильным и не ценным. Андрей Рублев, скажем. Или «Андрей Рублев» Тарковского. Правда, «Андрей Рублев» – фильм непростой, не всякий его сходу до конца досмотрит. Вероятно, народу нужно что попроще, чтобы не скучно было, даже весело. Как в «Острове». Там Мамонов прикольный, а уж Сухоруков с Дюжевым – вовсе Бим и Бом. Зато понятно все сразу, размышлять особо не надо – разжевали да в рот положили. Как только министр не почувствовал, что руки, которые в рот разжеванную духовную пищу кладут, холодные-прехолодные? Руки профессионала, который до миллиметрика, до копеечки просчитал, на что сейчас спрос в кино пойдет. И не ошибся. И как это министр не заметил мощнейшую рекламную кампанию – тоже странно. В бункере, что ли, живет? Или как отец Анатолий, на острове?
Словом, после того как, по образному выражению Соколова, «прорвало плотину изоляции Церкви», российская культура приросла неким феноменом, определить который министр не берется – то ли заказ, то ли новая духовная потребность. Не раскусил пока – может, последующим поколениям оставляет, а может, с товарищами по партии еще не согласовал. Помимо «Острова» к неопознанному духовному феномену Александр Сергеевич причислил «Рождественскую ораторию» епископа Илариона, мировая премьера которой состоялась почему-то в католическом храме в Вашингтоне и которую потом по американским католическим соборам сопровождал Александр Соколов.
Все-таки хочется подробностей. Нет-нет, не про поездку по католическим соборам Америки. Понять хочется, с кем не все гладко – с министром культуры или с новым православным искусством, – если министр мается проблемой: это самое искусство – заказ или новая духовная потребность?
Не все министры одинаково полезны. Отказался вот Александр Сергеевич от думского мандата – как жаль! Там его таланты куда более к месту пришлись бы, в комитете по культуре, скажем, под началом нынешнего его председателя, правоведа Григория Ивлиева. Они бы на пару могли – один бы законопроекты придумывал, другой бы их, как бывший музыкант, на музыку клал. Какая красота наступила бы, как божественно зазвучали бы думские законы! Ну да не свершилось. Тогда, может, забить Александру Сергеевичу место посла в Украине? Когда Виктор Степанович на покой уйдет.