В минувший четверг Владимир Путин отправился в предвыборное турне со своим преемником Дмитрием Медведевым. Действующий глава государства и глава государства будущий осмотрели новейший кардиологический центр в Пензе. В пятницу они вместе поучаствовали в церемонии подписания исторического документа, согласно которому «Газпром» получает контрольный пакет акций крупнейшей нефтяной компании Сербии.
На этой неделе Путин и Медведев также будут совместно инспектировать страну и проводить участие в различных совещаниях. А центральные и местные телеканалы вновь покажут картинку «будущий глава государства и действующий глава государства» или «будущий премьер и будущий президент». Как кому нравится.
Если бы Путин не ездил вместе с Медведевым, первый вице-премьер все равно победил бы в первом туре. Он воспринимается как преемник Путина, продолжатель его курса. Может быть, куратор нацпроектов и не одержал бы столь триумфальной виктории, какую он одержит благодаря участию в его кампании действующего президента. Но это был бы процент, заработанный им лично.
Вместе они, конечно, возьмут все. Или почти все, оставив понемногу и другим участникам предвыборной гонки. Согласно опубликованным на прошлой неделе данным Левада-Центра, 82% респондентов, собирающихся участвовать в голосовании и определившихся в выборе кандидата, отдали бы свои голоса за Медведева, если бы выборы проводились в ближайшее воскресенье.
Но зачем им столько?
У действующего главы государства есть свои мотивы полноценно участвовать в избирательной кампании Медведева. Как президент уходящий, он должен помогать своему преемнику. Власть нужно передавать красиво. Кроме того, люди должны видеть, как успешно может работать связка президент–премьер, и проголосовать за этот тандем.
Среди множества мотивов есть и еще один. Всенародный референдум о поддержке действующего президента, а именно так советовали воспринимать голосование за «Единую Россию» на выборах в Госдуму, мягко скажем, не получился. И не только потому, что ЕР получила всего 64% голосов, что значительно меньше, чем заработал Путин на выборах в 2004-м. В ходе недавних выборов в парламент административный ресурс использовался направо и налево. А главными героями думской кампании стали чиновники и партаппаратчики ЕР разных уровней. Они вели просто отчаянную борьбу. Но вряд ли за рейтинг президента.
И теперь понятно, почему избирательная кампания Медведева все больше и больше превращается в избирательную кампанию не только первого вице-премьера, но и действующего президента. Ведь уходить формально на понижение да еще и с не очень понятно как полученными и кем набранными 64% для Путина, скажем прямо, не комильфо.
Да, Путин помогает преемнику прийти к власти. Но победой будущий президент России будет целиком и полностью обязан только одному человеку – президенту действующему. У Медведева не будет доверенных лиц, а партии максимально дистанцированы от участия в его избирательной кампании.
В ночь с 2 на 3 марта на табло Центризбиркома высветятся рекордные показатели, сравнимые разве что с результатами, полученными лидерами среднеазиатских государств. Но никто никогда не сможет сказать, какой процент от заоблачного числа голосов заработал Медведев. А сколько – Путин. Ведь он тоже вел свою избирательную кампанию. А у российских и западных элит скорее всего не останется больше вопросов относительно того, кто более легитимен и влиятелен в этой стране – избранный президент или новый премьер.