Всю неделю российская общественность ждала от Центризбиркома окончательных итогов выборов в Государственную Думу. В субботу эти ожидания закончились, но оказалось непонятным, чего же с таким нетерпением все ждали. Ведь результаты выборов, оглашенные еще вечером 2 декабря, к середине 8-го совсем не изменились. Члены комиссии подписали итоговый протокол, так и не ответив публично ни на одну жалобу – ни от партий, ни от избирателей. То есть формально получается, что итогами голосования остались довольны все участники кампании. И те, которые получили в Думе свое представительство, но недовольны его объемом, и те, которым осталось утешаться олимпийским принципом, что главное – не победа в состязании, а участие в нем.
Понятное дело, что такая благостная картинка поствыборной реальности никак не соответствует. И КПРФ, и СПС, и «Яблоко» уже направили в ЦИК свои многочисленные обращения с указанием на конкретные безобразия и даже с точки зрения избирательного закона преступления. Однако недаром главной особенностью нынешних выборов была их формальность, доведенная до абсолюта. Ведь главный фаворит выборов – «Единая Россия» – сделал вид, что он в них и не участвует. Как известно, 2 декабря единороссы проводили референдум в поддержку плана Владимира Путина и, конечно, его самого. Поэтому и неудивительно, что зампредседателя ЦИКа Станислав Вавилов 8 декабря тоже проявил чудеса формального подхода. Представители партий возмутились отказом Центризбиркома приложить к итоговому протоколу все жалобы. Но Вавилов заметил, что сейчас, мол, обсуждается проект этого документа, а к нему ничего прикладывать не надо. Ну а потом, подчеркнул он, когда мы этот протокол утвердим окончательно, никакие жалобы рассматривать будет уже нельзя, так что и к официальному документу прикладывать будет нечего.
Но что толку удивляться формализму Центризбиркома, когда ведущая партия страны, получив на выборах право сформировать в будущей Госдуме конституционное большинство, фактически и не скрывает, что списки своих депутатов она собирается пристально редактировать. То есть мало того, что избиратель ЕР, воодушевленный 2 декабря во многом именно перечнем партийных «паровозов», начиная с президента и заканчивая мэрами, почти никого из них в парламенте на самом деле не увидит. Избиратель, как оказалось, вообще может не увидеть среди думцев и других более или менее известных людей, которые, как ему говорили, идут в Думу именно в его регионе. Такое надувательство объясняется интересами партии, которая сама должна решать, кто из кандидатов ей более ценен в данный исторический момент. Но на самом же деле речь идет о попытке образовать в нижней палате, роль которой в момент перехода государственной власти из одних рук в другие существенно возрастает, такое большинство, которое без тени сомнения будет поворачивать туда, куда прикажут партийные лидеры, в свою очередь направляемые кремлевскими дирижерами.
А электорату можно посоветовать только одно: раз ЦИК представил только проект Госдумы, то в соответствии с парламентскими традициями именно сейчас наступило время подачи к этому документу поправок. Крайний срок – 13 декабря, так что лучше поспешить. Поправки же можно подавать в виде судебных жалоб на нарушение избирательных прав граждан.