Минувшая неделя в государствах СНГ, в которых существуют проблемы неурегулированных территорий, прошла под знаком российских выборов. В непризнанных республиках – Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье – готовились к дню голосования. Здесь оформляли избирательные участки, клеили плакаты, агитировали за «своих» кандидатов в депутаты Госдумы, задействуя телевидение и газеты, короче, все как в России. За исключением территориальной привязки как к российским выборам, так и к самой России. Деталь, которую в Москве если и замечают, то с оговоркой: в регионах, о которых идет речь, живут сотни тысяч граждан РФ, обладающих избирательным правом, лишить их его – значит нарушить одну из заповедей свободного мира.
Россия предоставила жителям непризнанных республик возможность реализовать право на свободное волеизъявление. Но при этом нарушила другое: она проигнорировала позицию юридических центров конфликтных территорий – Тбилиси и Кишинева. Продемонстрировав тем самым не столько этим самым центрам, а скорее Вашингтону и Брюсселю свои намерения в отношении замороженных конфликтов. Последнее становится очевидным, если вспомнить, что 10 декабря ожидается объявление Косово своей независимости. И за этим – череды признаний самопровозглашенного статуса края. В непризнанных республиках на территории СНГ с косовским прецедентом связывают немалые надежды – на признание Россией их собственной независимости.
В Тбилиси и Кишиневе хорошо понимают что на самом деле стоит за проведением думских выборов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, и пытаются минимизировать последствия этого демарша. Правда, делают это по-разному.
За два дня до выборов МИД Молдавии в очередной раз заявил, что считает открытие избирательных участков в Приднестровье вмешательством России во внутренние дела своей страны. Однако обычно поддерживающий ноты внешнеполитического ведомства парламент на сей раз предпочел уйти в тень. Большинство депутатов отказались даже обсуждать этот вопрос, проголосовав за исключение его из повестки дня. Такое проявление непатриотизма объясняется недавней реабилитацией молдавских вин и началом поставки их на территорию России. Многие депутаты имеют к винному бизнесу прямое отношение и понимают, чем может обернуться им открытый протест.
В Грузии ситуация иная. Как, впрочем, и цена вопроса. На днях в Мадриде грузинский министр иностранных дел Гела Бежуашвили напомнил своему российскому коллеге и о выборах в Госдуму, которые РФ проводит на чужой территории, и о поддержке «сепаратистов». Но в ответ услышал: выборы будут проводиться везде, где есть российские граждане. И еще: отношения между Россией и Грузией могут улучшиться при условии отказа Тбилиси от антироссийской риторики. Заявлений, которые откровенно направлены против России, в последнее время из грузинской столицы действительно раздается немало, но надо признать, что и поводов для них хоть отбавляй. Со стороны России.