За неделю до выборов две северокавказские республики преподнесли своему руководству несколько неприятных сюрпризов. В Ингушетии 23 ноября неизвестными были похищены и после избиения отпущены на свободу правозащитник Олег Орлов и журналисты «Рен-ТВ». А в субботу в Назрани был жестоко разогнан митинг протеста. В Дагестане 24 ноября умер лидер местного отделения партии «Яблоко», на которого накануне было совершено покушения. Кроме того, вчера на границе Дагестана и Ставрополья в Нефтекумском районе Ставропольского края был задержан легковой автомобиль, в котором перевозили оружие и боеприпасы.
И в том, и в другом случае президенты республик предпочитают отмалчиваться, пытаясь сохранить за Ингушетией и Дагестаном реноме «спокойных регионов».
И это при том, что в Дагестане нападения на оппозиционных политиков происходят уже не в первый раз. В начале нынешнего года в Кизлярском районе пропал замглавы местного отделения «Союза правых сил» Магомед Омармагомедов. Его так и не нашли. В феврале в Махачкале преступники тяжело ранили Эдуарда Хигирова, лидера местных «Патриотов России».
Погибший лидер республиканского «Яблока» Фарид Бабаев, заметим, расследовал расстрел демонстрации в Докузпаринском районе, похищения людей в ходе проведения спецопераций и критиковал местные и республиканские власти, в том числе и президента Муху Алиева. Последний, заметим, на факт покушения на Бабаева никак официально не отреагировал, даже несмотря на то что федеральный лидер «Яблока» Григорий Явлинский уже назвал убийство политическим и вчера в этой связи прибыл в Дагестан.
Что касается произошедшего в Ингушетии, то похищение трех тележурналистов и председателя правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова уже осудили правозащитные организации «Международная амнистия» и Human Rights Watch. Впрочем, наиболее серьезным событием для Ингушетии стал митинг в центре Назрани. Несмотря на то что протестующие угрожали его проведением в течение месяца, власти не стали договариваться с недовольными и предпочли жестко разогнать акцию силами милиции.
Мурат Зязиков митинг протеста (и, главное, его подавление с помощью дубинок) фактически проигнорировал, хотя и пообещал взять под свой контроль расследование дела о похищении правозащитника и журналистов. Особую пикантность этому делу придало заявление представителей «Мемориала» о том, что Олег Орлов был похищен и избит по указанию властей. Кстати, в плане информационной закрытости ситуация в Ингушетии сегодня даже хуже, чем в Чечне. Ингушские власти реагируют на любую негативную публикацию крайне болезненно: при первом удобном случае обвиняют журналистов в разжигании конфликтов и нагнетании обстановки. При этом Мурат Зязиков при каждом своем визите в Москву находит время для пресс-конференций, на которых всю вину за ситуацию в Ингушетии переносит на «разжигающих страсти» журналистов.
Такое впечатление, что все силы у Мурата Зязикова уходят не на наведение порядка в Ингушетии, а на доказательства «стабильности и процветания республики». В общем, на то, чтобы сор из избы не вынести. Что, естественно, для него особенно важно перед таким событием, как парламентские выборы.
На фоне постоянно приходящих из республик Северного Кавказа тревожных новостей на минувшей неделе приятно отличилась Чечня. У президента республики Рамзана Кадырова появился шестой ребенок. Мама и новорожденный чувствуют себя хорошо. Других особо радостных известий с юга России минувшая неделя не принесла. Наверное, пресса виновата.